Елена Солдатенко
«Звери в лесу». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать
+ Заказать документы
Звери в лесу.
Конспект занятия по развитию речи.
Цели:
Образовательные
Развитие словаря : активизировать в речи детей глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства.
Воспитание звуковой культуры речи
Публикация «„Звери в лесу“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Развивать у детей выразительность речи : умение произносить фразы и предложения с различной интонацией, силой голоса.
Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове.
Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Развитие связной речи : развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.
Воспитательные
Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности. Формирование навыка выражения своего мнения культурным способом. Развитие способности к коллективному творчеству.
Материалы для занятия
Демонстрационные картинки с изображением диких животных средней полосы России
Кроссворд «Дикие животные».
Предварительная работа: перед занятием на стендах размещаются демонстрационные картины с изображением диких животных.
Ход ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1
Введение в занятие : Игра «Волшебная палочка»
Дети встают в круг и, передавая друг другу волшебную палочку, перечисляют слова по теме, предложенной воспитателем.
Воспитатель:
- Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях; о том, что они умеют делать, как они это делают, какими они бывают. Поиграем в волшебную палочку. Палочка будет идти по кругу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Запомните: важно, чтобы слова в нашем кругу не повторялись, иначе волшебная палочка остановится, не перейдет к другому игроку. А мы с вами должны последить, чтобы слова не повторялись. Нарушение правил игры дети отмечают топаньем ногами.
Итак, дикие животные. Например, медведь. Я знаю, что медведь умеет… бегать. (передаёт палочку ребёнку, стоявшему рядом в кругу) Медведь умеет….(плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться мёдом, разорять муравейники и т. д.) .
Теперь поговорим о лисе. Лиса умеет…. рыть нору. (воровать кур в деревне, охотится за мышами, запутывать следы, прятаться и т. д.).
Теперь поговорим о волке. Волк умеет… быстро бегать. (охотиться за зайцами, выть на луну и т. д.).
Воспитатель передаёт палочку следующему игроку, тот произносит своё слово и передаёт палочку дальше.
После перечисления глагольных форм воспитатель изменяет задачу, задаёт следующую тему для разговора.
Воспитатель:
- Итак, животные умеют двигаться. Например, лось умеет двигаться. А как он это делает? Лось двигается … быстро (медленно, стремительно, осторожно, шумно, тихо, плавно, бегом, шагом, еле-еле, и т. д.).
- А как двигается заяц? (быстро, легко, бегом, трусцой, несётся так, что пятки сверкают и т. д.).
Воспитатель:
- А теперь поговорим о том, какими бывают животные. А точнее, какой бывает их внешность. Их повадки. Например, какой может быть лиса? Лиса может быть….(хитрой, осторожной, находчивой,вороватой, ловкой, юркой, пронырливой, по внешности – рыжей, черно-бурой, пушистой и т. д.).
- А каким может быть медведь?
ЧАСТЬ 2
Игра «Да-нет».
Воспитатель:
- А еще люди придумали очень интересное занятие – отгадывать загадки. Вы любите отгадывать загадки?
Выбирается водящий, который загадывает какое-то животное-дикое или домашнее. Дети должны отгадать его. Они могут задавать водящему вопросы, на которые он может отвечать только «да» или «нет».
-Это дикое животное? – Да.
- У него есть рога? – Нет.
- Оно хищное? – Нет. И т. д.
ЧАСТЬ 3
Кроссворд: «Дикие животные».
- Ребята вы когда – нибудь разгадывали кроссворды?
- А сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд с помощью загадок.
(смотреть в приложении).
ЧАСТЬ 4
Динамическая пауза
Звериная зарядка.
Раз – присядка, Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. «Ушки на макушке»-зайчики.
А лисята, как проснутся, Потереть кулачками глаза.
Любят долго потянуться, Потянулись.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть Движения бёдрами.
А волчата- спинку выгнуть Наклон вперёд.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется па месте.
А кому зарядки мало - Руки развести в стороны.
Начинаем всё сначала.
ЧАСТЬ 5
Подготовка к инсценировке сказки
Воспитатель:
- Ребята, у вас получились очень интересные сказки. Я думаю, что вы обратили внимание на то, что героями народных сказок часто являются разные звери, которым присваиваются различные человеческие качества. Скажите, пожалуйста, какая лиса в русских сказках? А волк чаще всего обладает какими качествами?
- Я предлагаю вспомнить вам русскую сказку «Лиса и волк», в которой лиса научила волка ловить рыбу из проруби хвостом. Хотите, попробуем разыграть эту сказку по ролям?
- Но сначала нужно прорепетировать. Первое требование к актё рам: они должны чётко проговаривать все слова своей роли. Для этого актёры специально тренируются. Этим займёмся и мы.
- Лучшая тренировка – скороговорки.
Даю вам задание: чё тко и ясно произнести скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».
- Какой звук встречается в этой скороговорке чаще других? Правильно, звук «р».
- Сначала давайте вспомним, как произносится звук «р».
(Повторите артикуляцию звука «р» : язык прижат к верхним зубам, губы сомкнуты, между ними узкая щель. Воздушная струя вырывается изо рта силой.).
- А теперь наша скороговорка. Сначала скажем её медленно, все вместе: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».
Методика: сначала скороговорка разучивается, а затем воспитатель просит одного из детей произнести её медленно, другого- быстрее, третьего – совсем быстро, тихо, шепотом, громко.
Воспитатель:
- А теперь попробуем разные фразы произнести с разными чувствами. Давайте вспомним эпизод сказки, в котором лисичка притворилась мёртвой, Мужик положил её в сани, а лисичка из них всю рыбу выбросила и сама убежала. Вот приехал мужик домой и видит, что рыбы нет. Он говорит: «Вся рыба куда – то попала».Давайте попробуем произнести эту фразу по- разному.
Сначала скажем её утвердительно.
Потом воскликнем.
Мужик рассержен.
Он очень удивлён.
Он страшно огорчен чуть не плачет.
Молодцы, здорово у вас получается. А теперь представьте себе волка, который сидит у проруби и ловит в ней рыбу с помощью собственного хвоста. Он говорит: «Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая».
Он говорит эту фразу с воодушевлением, представляет, сколько рыбы спаймает
Волк говорит с досадой – рыба всё не ловится, а он уже устал сидеть.
Хищник просит, уговаривает рыбку, чтобы она поймалась.
Зверь очень замёрз, у него зуб на зуб не попадает. И он уже не надеется, что поймает рыбу.
- Что же, всё, о чём мы сейчас говорили, я думаю очень поможет нам, когда мы будем разыгрывать сказку «Лиса и волк».
Окончание занятия.
- Ребята чем мы сегодня занимались на занятие?
- Что вам больше всего понравилось?
- Сегодня на занятии все принимали активное участие чем я очень довольна.
- А чего мы так и не сделали? Правильно не инсценировали сказку. Но самое главное, что мы провели репетицию и теперь вы сможете легко инсценировать любую сказку.
- Молодцы!