Чернобаева Олеся
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Где живет «Здоровье»
Цель: учить применять здоровьесберегающие технологии при профилактике простудных заболеваний.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни.
2. Выявить и уточнить знания детей о предметах личной гигиены.
3. Дать знания о распространении, профилактике простудных заболеваний.
4. Активизировать познавательную и речевую деятельность.
5. Обобщить знания о том, что полезно и вредно для здоровья.
Развивающие :
1. Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Где живет „Здоровье“» размещена в разделах
2. Активизировать познавательную и речевую деятельность.
3. Развивать потребность в простейших приемах самооздоровления.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, усидчивость, трудолюбие.
Оборудование/материал к занятию :
Демонстрационный материал: презентация «Наше здоровье», «Как одеться, что бы не заболеть» по стихотворениям Г. Шалаевой, макет дерева, зубная щетка, мыло, расческа, зубная паста, шампунь, мочалка, 2 корзинки, надувные шары (8 шт., следы красного и белого цвета, два тазика (горячая вода и с ледяной крошкой, микрофон, кусочки фруктов, шпажки для нанизывания, салфетки, музыкальное сопровождение:«Закаляйся» муз. Лебедев-Кумач, музыка из кинофильма «Необыкновенные приключения Маши и Вити», мелодия «Малыш в лесу»
Ход занятия
Воспитатель: ребята, давайте поздороваемся. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь». У нас хорошее, радостное настроение. Мы все бодрые и веселые. А вот наша девочка Настенька попала в плен в Простуде и стала принцессой Апчхи, ей очень плохо и грустно. Вы хотите помочь девочке и спасти её из плена Простуды (Ответы детей)Хотите быть смелыми, здоровыми, крепкими и не болеть (Ответы детей) Тогда я предлагаю отправиться в очень интересное путешествие в Королевство Здоровья.
Как весело, как весело
Отправиться с друзьями
В загадочное путешествие
Пойдёмте вместе с нами!
Воспитатель: ребята посмотрите какая необычная дорожка. Воспитатель и дети подходят к дорожке. На ней белые и красные следы.
Воспитатель: Что это такое? Как вы думаете, чьи это красные, горячие
следы? А когда бывает высокая температура? (Ответы детей)
Все верно. И когда человек болеет, то у него плохое настроение и нет сил. Вы хотите быть бодрыми и веселыми? Тогда давайте все вместе сделаем зарядку.
Физкультминутка
Рано утром на зарядку
Друг за другом мы идем.
И все дружно по порядку
Упражнения начнем.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: А эти белые следы – следы здоровья. По каким
следам мы с вами отправимся в путь? Почему (Ответы детей)Молодцы, тогда в путь!
Дети переменным шагом идут по белым следам.
Под музыку входит Куталка.
Куталка: Здравствуйте, ребята! Меня все называют - Куталка!
Всегда одеваюсь тепло, но почему-то все время болею, мерзну. Как вы
думаете: почему? (Ответы детей)
Куталка: (начинает раздеваться) Я понял, сейчас разденусь и пойду гулять.
Воспитатель: Также нельзя надевать раньше времени и легкую одежду. Давай вместе с ребятами посмотрим историю про девочку Свету.
Презентация «Не одевай раньше времени легкую одежду»
по стихотворениям Г. Шалаевой
Куталка: Спасибо ребята. Теперь я знаю, как надо одеваться, чтобы не болеть.
Воспитатель: Да, Куталка, одевайся по погоде и не болей. А мы с вами пойдем дальше.
Воспитатель и дети подходят к «необычному» дереву. На дереве
висят: зубная щетка, зубная паста, мочалка, мыло, шампунь, расческа.
Воспитатель: Что растет на дереве? Зачем нужны эти предметы? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Что для себя, а что для семьи?»
(Воспитатель предлагает детям «собрать урожай»с дерева, разложив их
в 2 корзины определить, какими предметами могут пользоваться все
члены семьи, а какие только для личного пользования.)
(Звучит бодрая музыка. Появляется Здоровячек.)
Здоровячек : Ребята вы меня узнали? Меня раньше все называли Куталкой, а теперь я стал Здоровячком.
Воспитатель: А кто тебе помог стать Здоровячком?
Здоровячек : Это добрый волшебник Спорт-он
Злых делает добрыми,
Трусливых - смелыми,
Слабых - сильными,
Больных — здоровыми.
Волшебник Спорт научил меня оздоравливающему точечному
массажу. Давайте я вас научу!
Точечный массаж с элементами дыхательной гимнастики.
Греем наши ручки. (Соединить ладони потереть ими до нагрева.)
Греем кончик носа. (Слегка подергать кончик носа.)
Тонкий носик. (Указательными пальцами слегка потянуть нос.)
Греем ушки. (Указательным и большим пальцами по ушной раковине проводим сверху вниз.)
Лебединая шейка. (Поглаживаем шею рука от грудного отдела до подбородка.)
Носик, дыши (Вдох через правую ноздрю, выдох – через левую. Затем наоборот.)
Сдуем снежинку. (Вдох через нос, выдох через рот
(2-3 раза).
(Воспитатель и дети благодарят Здоровячка.)
Здоровячек : На прощанье мой наказ вам дети:
Чтобы вырасти здоровым, энергичным и толковым,
Чтоб прогнать усталость, лень,
Рано утром не ленитесь, на зарядку становитесь!
Помогают нам всегда – солнце, воздух и вода!
Крепла чтоб мускулатура, занимайтесь физкультурой!
До свиданья, детвора! Всем привет! Физкульт – ура!
(Звучит грустная мелодия под которую выходит принцесса Апчхи,
садится вокруг «микробов-шаров»,громко чихает в руках у неё
белые шары - «микробы».)
Воспитатель: капельки-микробы тоже похожи на шарики, только они такие маленькие, что нам их не видно. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот и вызвать болезнь. Грипп, простуда передаются по воздуху, когда зараженный человек кашляет или чихает - это называется воздушно-капельный путь. Микробы живут в некипячёной воде, в несвежих продуктах, на грязных руках. Если человек не чистит зубов, то микробы селятся у него во рту.
Принцесса Апчхи:
Я веселилась и играла,
Ни что меня не огорчало.
Пока здоровою была
Шли хорошо мои дела.
Но в плен меня взяла простуда,
Микробы разбросала всюду.
С микробаи нельзя дружить,
Их очень трудно победить.
Я очень плохо чувствую себя.
Надежда вся на Вас!
Вы мне поможете друзья?
Воспитатель: Дети, нам надо победить микробов и спасти принцессу Апчхи. Поможем ей?
Подвижная игра «Микробы».
(Принцесса Апчхи кидает в детей «микробы» (шары). В кого попадет, тот должен ответить на вопрос: «Как победить микробов?» Во время правильных ответов воспитатель прокалывает шары.)
Воспитатель предлагает оказать принцессе Апчхи и ребятам, в которых попали «шарики-микробы» «Скорую витаминную помощь»
Презентация «Скорая витаминная помощь»
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Принцессу Апчхи расколдовали и она превратилась в здоровую девочку Настеньку. Предлагаю Вам сделать гимнастику для глаз, что б укрепить и снять с наших глазок напряжение.
«Весёлая неделька» гимнастика для глаз.
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву,
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Воспитатель: Что бы никогда не превращаться в принца или принцессу Апчхи надо закаливать свой организм. Для чего мы закаливаемся (Ответы детей)А вам нравится закаляться? Есть такая пословица:
«Смолоду закалишься, на весь век сгодишься».
Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых находятся комплекты состоящие из: 1 блюдца со льдом, 1-го с теплой водой. Дети попеременно опускают руки в емкости с теплой водой и со льдом, водят льдинкой по ладоням проговаривая стихотворение:
Мы научимся ледок.
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
(Дети вытирают руки.)
Воспитатель: Молодцы! Давайте порадуем свой организм витаминами, которые живут в этих фруктах (показ яблока, мандарина, киви, винограда).Я предлагаю вам сделать вкусный и очень полезный фруктовый шашлычок. Но прежде чем приступить к изготовлению шашлычка и к еде, что необходимо сделать? (Ответы детей). Конечно, помыть руки, чтобы микробы с наших немытых рук не попали на пищу, а оттуда к нам в организм.
(Дети и воспитатель идут мыть руки).
Приготовление «фруктового шашлычка».
Воспитатель: На эти шпажки (показ) мы нанизываем вот эти нарезанные кусочками фрукты (показ). В процессе приготовления воспитатель оказывает помощь детям испытывающим затруднения. Задает вопросы: Какой из этих фруктов твой любимый? Сейчас ты нанизываешь какой фрукт? По окончании работы желает всем приятного аппетита.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу.
«Влево, вправо повернись,
В детский дом наш возвратись!»
Игра «Берем интервью»
(Воспитатель задает детям вопросы, предлагает детям взять интервью у гостей.)
Вопросы к гостям и детям: Что понравилось сегодня на занятии? Что узнали нового? Что было самым интересным?
Подведение итогов.
Воспитатель предлагает вернуться в группу и угостить других детей «фруктовым шашлычком». Рассказать им, что надо вести здоровый образ жизни, кушать полезные продукты, принимать витамины, заниматься гимнастикой и спортом и тогда все мы будем здоровыми и сильными. Как говорится в пословице: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».