Денисенко Сергей Владимирович
Особенности работы педагогов ДОУ по развитию одарённости у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Коллектив МБДОУ детский сад №19 на протяжении ряда лет одним из важных направлений педагогической деятельности считает работу по развитию одарённости у детей. Данная работа включает целый комплекс задач: анализ основных направлений работы с одаренными детьми в дошкольном образовании; определение общих педагогических приемов работы с одарёнными детьми в ДОУ;
представление организационно-методических приемов работы с кадрами по осуществлению их деятельности с детьми данной категории;
анализ системы материально-технических условий в ДОУ. Вышеперечисленные задачи мы решаем через систему работы со строгим распределением функций между всеми участниками педагогического процесса и привлечением необходимой помощи от каждого педагога и специалиста, а также родителей дошкольников. Педагогами и специалистами детского сада создаются условия для развития одарённости у детей:
построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов;
организация педагогического процесса на основе гибкого использования пространства и деятельности специалистов;
координация взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.
Также была разработана система выявления одаренности, которая включает в себя: наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности.
Усвоение детьми нового материала во многом зависит от правильного выбора методов обучения. Поэтому в своей работе стараемся использовать такие методические приёмы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребёнка. Особую роль в образовательном процессе педагоги отводят дидактическим играм, которые помогают создать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Дидактические игры включаются в занятия, проводятся как индивидуальная работа, а также используются в самостоятельной деятельности детей. Для достижения наилучших результатов развивающего обучения работаем в тесном контакте с родителями. Регулярно проводим индивидуальные консультации и беседы с родителями на интересующие их темы. На родительские собрания готовим выступления «Воспитание одарённого ребёнка в семье», «Развиваем творческие способности детей», «Особенности развития познавательной сферы дошкольников» и др. В группах оформлены уголки для родителей, где помещается информация по работе с детьми: «Как помочь одарённому ребёнку?», «Развитие творческих способностей», «Развивающие игры с детьми» и др. Деятельность педагогического коллектива включает следующие формы методической работы: педагогические советы, деловые игры, круглые столы, диспуты, открытые занятия. Педагоги и специалисты детского сада постоянно делятся своим опытом работы на семинарах-практикумах «Развитие творчества у дошкольников», «Работа с родителями одарённых детей» и т. д. Педагогический опыт показывает, что вера в возможности ребёнка, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способна творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с этим даром. Поэтому педагоги нашего ДОУ работают над тем, чтобы каждый ребёнок мог раскрыть и приумножить свои способности уже в детском саду.