Дина Першина
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Перелетные птицы Удмуртии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
Автор: воспитатель МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ Першина Дина Чикисовна.
Цель: создание условий для формирования представлений детей о перелетных птицах Удмуртии.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Перелетные птицы Удмуртии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Удмуртия, мой край
- Темочки
Образовательные:
1. Познакомить с понятием перелетные птицы;
2. Дать представление о перелетных птицах, познакомить с их внешним видом и образом жизни;
3. Обогащать словарь детей новыми словами.
Развивающие :
1. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения, устанавливать причинно - следственную связь;
2. Развивать коммуникативные умения;
3. Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру;
2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
3. Закладывать основы экологического воспитания;
4. Воспитывать любознательность, наблюдательность.
Место и время проведения: групповая комната.
Материалы и оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, карточки с загадками, телевизор для просмотра презентации, звукозапись «Голоса птиц в лесу», презентация «Перелетные птицы Удмуртии» (с голосами).
Словарная работа: рассказ, разгадывание загадок, рассуждение, предположение, умозаключение детей.
Предварительная работа: Наблюдения в природе, экскурсии в парк и окрестности детского сада. Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц. Слушание пение птиц. Рассматривание репродукций художников. Игра в мемо «Птицы», заучивание стихотворений, песен.
Ход занятия:
Воспитатель: Мне нравится жить в Удмуртии,
Где много лесов и полей,
Где плавно течет река Кама,
Где звонко поет соловей.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удмуртским лесам и посмотрим, какие же птицы прилетают к нам весной. В Удмуртии насчитывается более двухсот видов птиц. Одни из них проводят здесь всю жизнь, другие прилетают на весенне-летний период, третьи зимуют, некоторые же останавливаются только на время перелетов.
В: Отправимся в гости к перелетным птицам? (ответы детей).
В: Тогда отправляемся в путь! Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, (дуют в ладошки)
Покружись потом немножко, (кружатся)
Попадешь ты в лес, (закрывают глаза ладонями)
Полный тайны и чудес!
Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
В: Вот мы с вами и лесу. Проходите на стульчики. (на мольберте вывешены картинки птиц)
В: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуйте отгадать, о каких птицах говорится в загадках:
1. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашни от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица (грач) (Показ презентации)
Грач на удмуртском языке звучит ана. Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, приносят на крыльях весну. После их прилета всё быстрее освобождаются от снега поля и леса, начинают журчать ручьи, дни становятся заметно длиннее. Грач – стройная черная птица. Внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от вороны, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях (семьях). Гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. По весне на полях начинаются важные посевные работы, стая грачей без страха важно шагают за трактором или плугом. Без таких помощников и урожая не будет, и люди останутся голодными. Грач — полезная птица.
2. Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней.
Кто же это? (соловей -)
Соловей на удмуртском языке звучит у ы. Соловей маленькая птичка. Ее размеры чуточку больше размеров воробья. Цвет птицы непримечательный : буровато-коричневый, буровато-серый. Довольно длинный и закруглённый хвост. Любят ее не за внешность, а за голос. После зимовки в жаркой Африке они возвращаются в свои гнезда. Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника. Они верны своему дому всю жизнь.
3. Под крышей я леплю гнездо.
Из комочков глины.
Для птенцов стелю на дно
Пуховую перину. (ласточка)
Ласточка на удмуртском языке звучит ваёбыж. Ласточки - перелётные птицы, добывающие пищу в воздухе. У них стройное, обтекаемое тело и длинные узкие крылья. Клюв короткий и открывается довольно широко. Съедают насекомых вдвое больше по весу, чем весят сами. Ласточка строит свое гнездо из комочков мокрой земли. Землю она находит в лужах, скатывает в шарики. Земля приносится в клювах в виде комочков и прочно прикрепляется к стене. Ласточка склеивает комочки собственной слюной. Комочки эти кладутся острым концом внутрь – к лоточку.
4. Есть на дереве дворец,
Во дворце живет певец
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет. (Скворец)
Скворец на удмуртском языке звучит шырчик. Скворцы — маленькие птички с переливающимся блестящим оперением на шее, груди и спине. У них черные крылья с оттенками фиолетового и зеленого. За одни сутки скворцы-родители приносят корм птенцам до 300 раз. Пара скворцов за сезон способна истребить 8 000 майских жуков. Именно по этой причине садоводы стараются привлечь этих птиц на свои участки, устраивая для них скворечники. В лесу они живут в дуплах деревьев. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей: и скрип колес, и лай собаки, и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи.
5. Идем мы в лес собрать букет
На солнечной опушке.
И сколько жить осталось лет
Мы спросим у … (кукшка)
Кукушка на удмуртском языке звучит кикы. Кукушка – самая загадочная птица в лесу. Ее голос все слышали, но мало кто видел. Она – мастер маскировки. Кукушка не вьет собственных гнезд и подкладывает свои яйца в чужие. В полете кукушка окраской напоминает хищную птицу. Благодаря этому самец кукушки пугает птицу-хозяина гнезда, а в это время самка подбрасывает яйцо. Подброшенные яйца почти совпадают по цвету с яйцами хозяев гнезда.
В: Молодцы! Правильно отгадали загадки.
В: Птички хотят с вами поиграть.
Игровое упражнение: «Зимующие и перелетные» (проводится под фонограмму веселой музыки).
Воспитатель называет птиц перелетных и зимующих. Дети, когда услышат зимующую птицу – приседают и хлопают в ладоши, а когда услышат перелетную птицу – «летят»и делают взмахи руками.
Дети идут под музыку и поют:
Друг за другом мы идем,
Дружно весело поем.
Надо думать, не зевать,
Только дружно показать.
Ворона, соловей, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
В: Молодцы! Вы были очень внимательны.
В: Ребята, почему этих птиц называют перелетными? (Перелетными называют птиц, которые прилетают к нам весной, а осенью улетают).
В: Почему они от нас улетают? (Осенью у нас становится холодно, насекомые прячутся, птицам нечем питаться)
В: Что общее есть у всех птиц? (У всех птиц есть клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца)
В: Ребята, а где живут птицы? Как называется птичий домик? (Гнездо). Из чего птицы его делают? (Из веток, мха, глины)
В: Ребята, как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц? Как им нужно помогать? (Вывешивать скворечники весной, помогать больной или раненой птице, подкармливать птиц весной)
В: Птички предлагают нам поиграть в игру.
Игра «Что хорошо, что плохо?»
1. Если маленький малыш
Сыплет птицам крошки,
Поступает плохо он,
Или он хороший?
2. Злой мальчишка палку взял,
Голубей ею гонял,
Был доволен он собой.
Хороший мальчик иль плохой?
3. Смастерила девочка вовсе не игрушку
Смастерила с папой для синиц кормушку
Зерна насыпала в нее
Плохо это или хорошо?
4. Из рогатки мальчуган
В стаю воробьев стрелял
И подранил одного,
Плохо это или хорошо?
5. А вот еще такой вопрос:
Домой яйцо мальчик принес,
Разорил он птичье гнездо-
Это плохо или хорошо?
6. А теперь ответить вы должны:
Как будете себя вести?
Должно решенье быть одно-
С птицами поступать только?
Все: Хорошо!
В: Молодцы! Птицы радуются, что вы знаете, и будете относиться к ним хорошо.
В: Ребята, нам пора возвращаться. Произнесем волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадешь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес!
В: Вот мы и вернулись в нашу группу.
В: Вам понравилось в гостях у перелетных птиц?
В: А что вам запомнилось?
Проводится речевая игра – викторина «Переводчик» (воспитатель загадывает загадку про птицу, дети дают ответы на русском и удмуртском языке).
В: Молодцы! Правильно разгадали все загадки.
В: подарок от птиц Игра : «Собери птицу» (разрезные картинки с изображением птиц).
Используемая литература:
1. Губанова «Развитие игровой деятельности» – М. : Мозаика-Синтез, 2008
2. Затулина Г. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – М. : Центр педагогического образования, 2007.
3. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада» – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
4. Федосеева П. Г. «Игровая деятельность на занятиях по экологии» – Волгоград: ИТД «Корифей» – 2009.
5. Электронные ресурсы:
• https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki