Эльвира Ширшенкова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши соседи»
▼ Скачать + Заказать документы
2016г
Цели:
Продолжать воспитывать уважение к народам проживающим в Чувашии; формировать знания одежде чуваш, татар, марийцев через развитие представлений об их культуре;
воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Материал и оборудования:
Применение ИКТ: карта России, куклы в национальных костюмах (татар, чувашей,марийцев,
Словарная работа: Татарстан, Мордовия, Чувашия, многонациональная, гостеприимство.
Предварительная работа:
чтение русских, чувашских, татарских, марийских сказок, легенд;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Наши соседи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
беседы о быте людей разных национальностей;
Заучивание с детьми частушек.
Методические приемы:
1. Сюрпризный момент;
2. Применение ИКТ;
3. Пословицы о дружбе
4. Игра «Тухья тахан»
5. Рефлексия
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Анюк! (Кукла в чувашском костюме) Давайте с ней поздороваемся на чувашском языке. Ыра кун, Анюк! Это значит – добрый день Анюк!
Дети: Ыра кун, Анюк.
Анюк. Здравствуйте, ребята. Ыра кун, ачасем.
Воспитатель. Ребята, Анюк не просто так пришла к нам в гости. Она хочет рассказать нам о наших соседях, которые живут все дружно в нашей республике. (Презентация)
Анюк. Ребята, а вы знаете в какой стране мы живем?
Дети: В России. 1 слайд
Анюк. Правильно, молодцы. А в какой республике?
Дети. В Чувашской Республике. 2 слайд
Анюк. А как называется столица нашей республики?
Дети. Столица Чувашии- Чебоксары. 3 слайд
Анюк. А как называется коренное население чуваши?
Дети. Это чуваши. 4 слайд.
Анюк. Правильно. Мы живем в чувашской республике. Столица нашей республики - Чебоксары. И живут тут только чуваши. Правильно, ребята?
Дети. Нет.
Анюк. Вы правы. В нашей республике живут народы разных национальностей. И все они живут очень дружно. Дружба, ребята, это очень хорошее слово. На чувашском языке это звучит, как туслах, а на татарском - дуслык. Каждый народ разговаривает на своем языке, носит свою национальную одежду.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вспомним пословицы о дружбе, а для этого поиграем в игру «Волшебный клубок», а Анюк пусть на нас посмотрит.
Воспитатель: Вот волшебный сундучок,
В нем волшебный клубок,
По дорожке доброты
Побежим и я, и ты,
Ниточка тянись, тянись
Дружбой с нами поделись.
Воспитатель начинает и передает клубок по кругу, каждый ребенок говорит пословицу и дальше передаёт клубок, ниточку оставляя в руках.
Дружба и братство – дороже богатства.
С другом жить – нигде не тужить.
Дерево держится корнями, человек – друзьями.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Дружба дороже денег.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Анюк. Какие вы молодцы! Сколько пословиц знаете о дружбе, значит вы все
живете очень дружно.
Воспитатель: Ребята, к нам вместе с Анюк пришли и ее соседки подружки. Посмотрите пожалуйста все на экран. 5 слайд.
Воспитатель: Эта наша Анюк в национальной чувашской одежде. Костюм богато украшен вышивкой. Особенно красивый головной убор сверкающий на солнце, сделанный из монет, бисера в форме конуса. И называется он – тухья.
Воспитатель: А давайте и мы с вами поиграем в чувашскую народную игру «Тухьян тахан» (Надеть тухью)
Игроки встают в круг, не берясь за руки. В центре круга, на столике. Лежит головной убор – тухья. Звучит чувашская национальная мелодия. Дети под музыку выполняют движения чувашского танца. С окончанием музыки ведущий говорит «Надень тухью!» - и каждый, стоящий в кругу участник старается первым взять тухью, и исполнить сольный танец. Остальные хлопают ему.
Воспитатель: 6 слайд. Эта наша соседка. Она живет в Республике Татарстан. Давайте назовем столицу Татарстана.
Дети. Столица Татарстана – город Казань.
Воспитатель: Как называются коренные жители Татарстана?
Дети. Это татары.
Воспитатель: На каком языке разговаривают татары?
Дети: На татарском.
Воспитатель: Посмотрит, ребята, на татарский народный костюм.
Дети: Женский костюм состоит из длинной рубахи с длинными рукавами, длинной распашной верхней одежды. Низ рубашки и рукава украшены воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.
Воспитатель: Наша соседка – республика Марий Эл. 7 слайд.
Воспитатель: Столица Марий Эл город Йошкар Ола.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется население Марий Эл?
Дети: Марийцы.
Воспитатель: Посмотрите на марийский национальный костюм. 8 слайд.
Воспитатель: Марийцы издавна носили такую одежду. Мастерицы украшали ее национальной вышивкой. Традиционно в марийской одежде присутствуют два цвета – белый и красный.
Воспитатель. Ребята, люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат!» Анюк, понравилось тебе у нас в гостях?
Анюк. Конечно, ребята. Мне очень у вас понравилось. Мы живём с вами в удивительном месте. Мы должны любить и беречь свою малую родину, дружить с людьми разных национальностей. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор: песни, танцы, игры. А теперь мне нужно с вами попрощаться. До свидания. Тепре куриччен.
Воспитатель. До свидания, Анюк. А теперь ребята давайте вспомним, все самое интересное.
Итог занятия.