Натьлья Комарова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Испытание магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Испытание магнита»
Цель: Познакомить детей со свойствами магнита.
Образовательные задачи:
- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;
Развивающие задачи :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Испытание магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
-развивать мыслительные операции, умение делать выводы, активизировать словарь детей;
- развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных навыков;
Материал: Магниты, тарелочки с предметами: игрушки, карандаши, пуговицы, гвозди, скрепки, крючки, гайки и др. Стаканчики с водой, листы картона, бумажные машинки. Варежка с магнитом внутри и конверт с письмом и металлической пластиной внутри.
Ход занятия:
Организационный момент, эмоциональный настрой:
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Точка удивления, проблемная ситуация:
- Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны?
- К нам из волшебной сказки пришло письмо от сказочного героя. Хотите узнать что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой. (беру письмо)
- Вы разгадали мое волшебство?
- Чтобы разгадать мое волшебство, отгадайте загадку.
На доску учитель крепит таблицу,
А этот «товарищ» не даст ей свалиться,
Крепко удержит и все закрепит.
Мы все с ним знакомы, это. (магнит)
Он не скотч и не будильник,
Украшает холодильник.
Сеть известных магазинов
Гордо носит его имя.
Тем и стал он знаменит,
Этот маленький (магнит)
- Так в чем же волшебство моей рукавички?
- Скажите, что такое магнит? (предмет, притягивающий к себе другие предметы)
- Как вы думаете, предметы из какого материала могут притягиваться к магниту?
- Чтобы ответить на этот вопрос, проведем с вами эксперимент.
(Проводится опыт с различными предметами №1. Заполняется листок наблюдения: обвести карандашом предметы, которые притягиваются к магниту)
- Какой можно сделать вывод?
- Предметы из какого материала притягиваются к магниту, а из какого нет?
Вывод. Магниты - это куски железа и стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например, железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагирует на магнит.
Педагог: - я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и произошло название «магнит».
- Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения. (обнаруживаем магнит, железную пластину в конверте)
- Пора узнать содержимое письма. Письмо от Железного дровосека.
«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мой топор упал в колодец. Его необходимо достать. Но сам я не могу туда спуститься, так как промокну и заржавею. Ребята, пожалуйста, помогите мне достать топор!»
- Как же можно достать топор, не спускаясь в колодец?
(дети высказывают свои предположения)
- Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила через преграду.
- Но сначала давайте отдохнем.
Физминутка.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Руки вверх, руки вниз,
на носочки потянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли пятки.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились
Опыт №2 «Действие магнита через преграду»
(в стакан с водой опускаем скрепку – это топор. При помощи магнита по наружной стенке стакана вытаскиваем скрепку - топор)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: сила магнита действует свозь воду и через преграду.
- А теперь давайте поиграем в игру «Бумажные гонки»
(Проводится игра)
- Почему ваша машинка перемещалась по листу картона? В чем тут секрет?
- Какой можно сделать вывод?
(картон не является препятствием для силы магнита)
Игра – опыт «Бумажные гонки»
Оборудование (на каждую пару детей) :
Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки, установленный на четырёх кубиках (можно прикрепить кнопками,
Заготовки для машинок (дно, крыша) – по количеству детей,
Металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка, ножницы и скотч (можно клей и кисти,
Палочки длиной примерно 30 см с прикреплённым на конце с помощью скотча маленьким магнитиком.
Ход опыта:
Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
Установить автомобили на старте.
Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.
Результат опыта. Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикреплённые к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.
Вывод. Сила магнита действует через картон и бумагу.
Беседа об использовании магнита человеком
- Ребята, я вам уже рассказала легенду о том, как появился магнит. Существует еще одна история происхождения магнита. Я с удовольствием вам ее расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.
Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
- Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит?
- Есть ли у вас дома магнит?
- У нас в группе? (конструктор, магниты-значки)
- Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки?
Спросите у своих родных, где еще используются магниты, и поделитесь с нами..
Игра «Я магнит»
Ребёнок-магнит стоит посреди комнаты. Дети подходят к нему и говорят кто они: карандаш, гвоздь, скрепка, кусочек железа. Магнит кладё т ему на плечи руки и говорит: «Я тебя притягиваю или не притягиваю».
Итог: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие свойства магнита вы запомнили? Что вам понравилось сегодня делать?