Наталья Ряскова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как определить возраст дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Как определить возраст деревьев»
Цель: развитие познавательно-исследовательских навыков старших до-школьников.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Как определить возраст дерева“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
формирование представлений детей о необходимости определения возраста деревьев и ознакомление со способами его определения;
Развивающие :
развивать исследовательские умения детей;
способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, строить суждения, обобщать, делать выводы;
способствовать развитию мыслительной активности детей;
способствовать развитию связной речи детей через выдвижение гипо-тез и предположений;
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
формировать бережное отношение к природе, стремление беречь жи-вое;
воспитывать навыки сотрудничества;
Словарная работа: мутовка, годичные кольца, калькулятор, медонос.
Предварительная работа:
исследовательские экспедиции по территории детского сада;
накопление информации в папках «Маленький исследователь»
просмотр учебных презентаций о деревьях;
беседа на тему: «Для чего и кому нужно знать о возрасте деревьев»;
Оборудование: хардпостер с фотографиями деревьев различного возраста и состояния, стрелки-указатели «Это ВАЖНО!», «Это ИНТЕРЕСНО!», «СЮДА!» – 4 шт. ; карта «Деревья нашего детского сада», измерительная лента, цв. мелок, лупы, бинокли детские – 3шт., калькулятор, телефон, бумага, карандаши, спил ствола дерева, блокноты для записей или зарисовок; саженец липы.
Ход занятия
Прогулка начинается с промоушн-презентации. Перед выходом детей на прогулку, педагоги размещают на веранде прогулочного участка хардпостер, выполненный из больших коробок желтого цвета, с размещёнными на них изображениями деревьев. На одной стороне хардпостера деревья красивые, яркие, цветущие, молодые, на другой – изображения деревьев больных, старых, слабых, с дуплами и с потрескавшейся корой.
Звучит аудиозапись мелодии, побуждающей к действию
Выйдя с детьми из здания детского сада, воспитатель обращает внимание детей на призывную музыку, доносящуюся со стороны прогулочной веранды и стрелки – указатели маршрута от входной двери до веранды прогулочного участка.
Воспитатель. Ребята, какая необычная музыка звучит, как будто зовёт нас, я бы даже сказала, призывает к действию! Наверное, нам стоит пойти туда, куда указывают эти стрелки. Кстати, а что на них написано?
Предполагаемые ответы детей. (читают по мере продвижения по маршру-ту) «Это ВАЖНО!», «Это ИНТЕРЕСНО!», «СЮДА!» «Это ВАЖНО!» (по-степенно подходят к прогулочной веранде, на которой установлен хардпо-стер, выполненный из больших коробок желтого цвета, с размещёнными на них изображениями деревьев. На одной стороне хардпостера деревья красивые, яркие, цветущие, молодые, на другой – изображения деревьев больных, старых, слабых, с дуплами и с потрескавшейся корой.)
2 Воспитатель (одет в светлую блузу или футболку, на шее повязана ярко-зелёная косынка).
Внимание! Внимание!
Прошу вас, посмотрите!
Здесь – радость (показывает на фото красивых, здоровых, молодых деревьев,
Здесь– сочувствие (показывает на фото больных, повреждённых деревьев,
Здесь –жалость проявите (показывает на фото очень старых деревьев) …
Дети внимательно рассматривают фото. На воспитанников они произвело определенное впечатление – сожаление, сочувствие, грусть и жалость)
2 Воспитатель. Ребята, вижу, что вы не остались равнодушны к этой фото-выставке. Скажите, а что больше всего вас взволновало, когда вы рассматривали эти фото?
Предполагаемые ответы детей. Старые деревья. Их жалко.
Предполагаемые ответы детей. Некоторые из них похожи на старых людей, такие же сгорбленные; а потрескавшаяся кора на стволах, похожа на глубокие морщины.
Воспитатель. Деревья тоже стареют, болеют. Проживают свою жизнь, воз-можно тяжелую. Как правильно вы заметили, изменяется кора, она становится толще, грубее, а еще трескается, меняется крона, становится более раскидистой, образуются дупла, повреждения.
2 Воспитатель. Ребята, есть ли такие, старые деревья у нас на территории детского сада?
Предполагаемые ответы детей. Многие тополя, сосна, ели.
Воспитатель. А на нашем участке?
Предполагаемые ответы детей. Два тополя и береза.
Предполагаемый вопрос детей. А сколько им лет?
Воспитатель. Когда я пришла работать в этот детский сад, а это было 32 года тому назад, на этом участке уже росли эти тополя и береза и были они совсем небольшими, я думаю что им 35-36 лет, но достоверной информации нет. Нет документов и фотографий и подтвердить мои предположения никто не может.
А как же узнать, правильно ли я предположила возраст деревьев или нет?
Предполагаемые ответы детей. Можно узнать по веткам, т. е. по ярусам.
Воспитатель. Вернее по мутовкам. Да, но так можно посчитать возраст только хвойных деревьев. А мы говорим о каких деревьях?
Предполагаемые ответы детей. О лиственных.
Воспитатель. Ребята, давайте сейчас подойдем к березе. А пока будем идти, предлагаю подумать и высказать свои предположения о том, как же нам посчитать её возраст?
Предполагаемые ответы детей. По коре, у старых деревьев она толстая, плотная с извилистыми трещинами. А у молодых она нежная, тонкая.
Воспитатель. Все это верно, но конкретный возраст мы не можем опреде-лить по коре.
Предполагаемые ответы детей. А еще можно по кольцам.
Воспитатель. Правильно, мы можем определить по кольцам на спиле (показывает заготовку спила ствола). Число колец соответствует числу прожитых деревом лет. У большинства деревьев образуется одно двухцветное кольцо в год. Светлая – весенняя часть и темная – летняя часть. Оказывается, дерево хранит секрет своего возраста всю свою жизнь, пока не погибнет. Какой делаем вывод?
Предполагаемые ответы детей. Число колец на спиле соответствует коли-честву лет.
Воспитатель. Чтобы узнать возраст березы по этому способу, нам пришлось бы спилить березу. Разве мы станем таким образом считать возраст берёзы?
Предполагаемые ответы детей. Нет. Это жестокий способ.
Воспитатель. Похоже мы зашли в тупик. Ребята, где еще мы можем полу-чить эту информацию?
Предполагаемые ответы детей. Позвонить кому-нибудь, или спросить у специалиста.
Воспитатель. Правильно, и у нас есть такой специалист, это наш педагог-эколог –Ольга Михайловна.
(Ребята обращаются к Ольге Михайловне с просьбой помочь определить возраст березы).
Педагог-эколог. Есть еще несколько способов определения возраста деревьев, и с одним из них я вас познакомлю для этого вам понадобятся всего-навсего три инструмента – измерительная лента, цветной мелок и калькулятор. Есть такие инструменты в вашем рюкзаке?
Предполагаемые ответы детей. Да, есть (достают из рюкзака измерительную ленту, мелок и калькулятор).
Педагог-эколог. Итак, нужно подойти к дереву у самого подножия прижать один конец ленты и натянуть, отмерить 1,5 м, сделать метку мелком. Затем по этой метке измеряем обхват ствола (измеряют) – 90 см. Теперь, чтобы не забыть это число, запишем (или наберём) его на калькуляторе. А затем размер обхвата 90 см нужно разделить на 2,5 (ученые считают, что дерево прирастает в толщине ствола на 2,5 см в год). Получилось число 36. Это примерный или ориентировочный возраст. А теперь сами попробуйте определить возраст тополей. (Воспитанники производят замеры и с помощью взрослых высчитывают возраст тополей).
Воспитатель. Ребята, получается, что деревья наши уже взрослые, и городские условия тоже на них влияют пагубно, как вы думаете, что с ними может произойти в недалеком будущем?
Предполагаемые ответы детей. Заболеть, состариться, погибнуть.
Воспитатель. А если не станет деревьев на участке, что будет?
Предполагаемые ответы детей. Не будет тени на участке, будет жарко и пыльно, будет дуть ветер, птичкам некуда будет садиться.
Воспитатель. А еще будет загазованность на участке, потому что…
Предполагаемое продолжение детьми. Потому что рядом проходят дороги.
Воспитатель. Как вы думаете, что нам нужно сделать сейчас, чтобы не до-жидаться такой ситуации.
Предполагаемые ответы детей. Посадить новые, молодые деревья.
Воспитатель. Правильно. И будет здорово, если посадим такие деревья, каких ещё нет на территории детского сада. Вам нравится моя идея?
Предполагаемые ответы детей. Да. Отлично!
Воспитатель. Тогда давайте подойдём к карте деревьев, и посмотрим, какого дерева или деревьев нет на территории детского сада? (Дети подходят к стенду и читают названия деревьев).
Предполагаемые ответы детей. Липы, дуба.
Воспитатель. Дуб лучше всего посадить желудем. А вот липу – лучше са-женцем. Вот только где же нам взять саженец липы?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель. А что если нам привлечь помощь ваших родителей? А как мы это сделаем?
Предполагаемые ответы детей.
Нужно позвонить родителям.
(Воспитатель звонит родителям Даши и сообщает о возникшей проблеме, просит помочь, и сообщает ребятам, что родители Даши купили две липы и одну сейчас привезут нам).
Воспитатель. Ребята, а кто из вас знает, что же это за дерево – липа.
Предполагаемые ответы детей. Лиственное, а еще есть мед липовый и чай липовый.
Воспитатель. Липа – старинное и широко распространенное целебное дере-во, это отличный медонос, она является почетным долгожителем, может прожить до 400 лет. Очень крепкое дерево, без проблем переносит и сильную жару, и жестокие морозы.
Предполагаемые ответы детей. Вот нам как раз и нужно такое выносливое дерево, потому что летом у нас очень жарко.
Родители приносят саженец липы, воспитатель с воспитанниками готовят его к посадке.
Воспитатель. У липы замечательные, ароматные, душистые цветы и все насекомые будут слетаться к этому дереву, чтобы полакомиться нектаром медоносных цветов, а дети будут за ними наблюдать.
Ребята, чтобы в последующем другим ребятам не пришлось определять возраст нашей липы, что мы с вами можем сделать?
Предполагаемые ответы детей. Сфотографировать, завести документ, из-мерить и записать дату посадки.
(Дети вместе со взрослыми сажают саженец).
Воспитатель. Давайте подведем итог нашей исследовательской деятельно-сти. Что вы сегодня узнали?
Предполагаемые ответы детей. Мы узнали, как можно определить возраст деревьев : по записям, фотографиям, сообщению свидетеля, по мутовкам, годичным кольцам, по измерению. Возраст деревьев нам нужно знать для того, чтобы вовремя заменять больные и состарившиеся деревья на молодые. А чтобы деревья жили дольше, надо ухаживать за ними и беречь.