Валентина Васильевна
Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный мир бумаги и ткани» для детей от 4 до 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительный мир бумаги и ткани».
Цель: Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей посредством ознакомления со свойствами бумаги и ткани.
Задачи:
Образовательные:
- формировать элементарные представления о свойствах и качествах ткани и бумаги;
- формировать исследовательские навыки;
- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
- учить составлять описательные рассказы о предметах и объектах;
- формировать умение самостоятельно называть признаки и качества обследуемого предмета, действия обследования данного предмета;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Удивительный мир бумаги и ткани“ для детей от 4 до 5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сравниваем бумагу и ткань
- Средняя группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- формировать умение овладевать навыками поисковой деятельности, анализировать и сравнивать результаты своего поиска, делать выводы;
- учить выделять свойства материалов: мягкость - твердость, гладкость - шероховатость, прочность и. т. д.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
- развивать связную, монологическую речь, - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выполнять
задание сообща.
Расширять и активизировать словарный запас:
Бумага – жесткая, холодная, гладкая. Ткань – мягкая, теплая, шершавая. Бумага шуршит, ткань не издает звуков, шарф бумажный размокнет, шарф из ткани намокнет, мятая, ткань состоит из ниток.
Создание среды для организации и проведения занятия: загадка, шарфики из ткани и бумаги по количеству детей, тазики с водой; мультимедийная презентация к занятию, компьютер, телевизор, музыкальное сопровождение.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Музыкальная.
Конструирование.
Двигательная.
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
План занятия
1.Вводная часть: 2 мин.
Создание проблемной ситуации.
«Мультипликационный герой Лунтик просит помочь сделать подарок для подружки Милы».
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
Анализ обследование, выводы.
2. Основная часть: 16 мин.
Загадка про Лунтика.
Экспериментирование: «Свойства бумаги и ткани»
Экспериментирование: «Из чего сделана бумага,
из чего сделана ткань»
Стихотворение про тишину
Экспериментирование: «Звуки ткани и бумаги»
Опыт: «Мятая ткань и бумага»
Опыт: «Прочность ткани и бумаги»
Физкультминутка: «Лунтик»
Опыт: «Мокрая ткань и бумага»
Продуктивная деятельность «Цветы для Милы» (аппликация)
Музыкальное сопровождение
3.Заключительная часть: 2 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия.
Длительность занятия 20 мин
Ход занятия:
1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации.
«Мультипликационный герой Лунтик просит помочь сделать подарок для подружки Милы».
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Анализ обследование, выводы.
Воспитатель: Ребята! одному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. О ком идет речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши. (Лунтик)
В: Да, это Лунтик! (Слайд № 2)
В: - Однажды на луне родился необычный малыш, но случилось так, что он попал на землю и встретил там много интересных друзей. А что с ним произошло дальше, мы с вами сейчас и узнаем.
Лунтик: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Лунтик!
В: - Что случилось Лунтик? Почему ты такой грустный? (Слайд № 3)
Лунтик: - Ребята, моя подружка Мила пригласила меня к ней на День рождения. Подарком для Милы были цветы, по дороге я попал под дождь и цветы размокли, теперь у меня нет подарка для Милы. Помогите мне, пожалуйста! (Слайд № 4)
В: Ребята, мы сможем помочь Лунтику?
Дети: Да!
2. Основная часть
Загадка про Лунтика.
Экспериментирование: «Свойства бумаги и ткани»
Экспериментирование: «Из чего сделана бумага,
из чего сделана ткань»
Стихотворение про тишину
Экспериментирование: «Звуки ткани и бумаги»
Опыт: «Мятая ткань и бумага»
Опыт: «Прочность ткани и бумаги»
Физкультминутка: «Лунтик»
Опыт: «Мокрая ткань и бумага»
Д/игра «Разложи вещи по коробкам»
В: Ребята, как вы считаете, из чего были сделаны цветы, что они размокли под дождём? (ответы детей)
В: Но для того, чтобы помочь Лунтику мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани.
- Пожалуйста, проходите к столу, где зелёный треугольник, рассаживайтесь на свои места.
(Дети рассаживаются за столы.)
В: Дети, посмотрите, на столах лежат шарфики из бумаги и шарфики из ткани.
(Определяем на ощупь, какая ткань и бумага.
Вместе с детьми определяем свойства бумаги и ткани, сравниваем.)
В: Сейчас возьмите в руки сначала шарф из бумаги, потрите его пальчиками. Какая бумага?
Дети: (Бумага – жесткая, холодная, гладкая.)
В: Отложите. А теперь возьмите шарф из ткани, потрите его пальчиками.
Дети: (Ткань – мягкая, теплая, шершавая.)
В: Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы!
В: А теперь следующий эксперимент! Давайте повернемся лицом к окну и посмотрим на свет сначала на шарф из бумаги, а потом на шарф из ткани. (Рассматриваем бумагу и ткань на свет.)
В: Что мы видим, когда рассматриваем шарф из ткани?
Дети. (Видим ниточки.) (Слайд № 5)
В: А когда рассматриваем шарф из бумаги?
Дети. (Ниточек нет.)
В: Давайте запомним, что шарф из ткани состоит из ниток, а бумага нет.
Посмотрите на экран (Слайд № 6)
В: Ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из опилок на бумажной фабрике.
(Слайд № 7, 8)
В: Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать? (Ответы детей)
В: Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.
В: - Полина, расскажи нам, пожалуйста,
стихотворение про тишину.
Чтобы звуки нам услышать,
Посидите тише, тише.
Приготовьте ваши ушки,
Навострите на макушке.
В нашей группе тишина
Воцариться вдруг должна.
Что такое тишина?
Нам она сейчас нужна.
В: Сидим тихо - тихо и берем сначала шарф из бумаги, начинаем его мять. Что вы слышите?
Дети: (Она шуршит, разговаривает.)
(Слайды: виды ткани № 9, 10)
В: Правильно, она шуршит.
Теперь возьмите шарф из ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь? (Ответы детей)
В: Правильно, шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука.
Значит, что мы можем объяснить Лунтику?
Дети: (когда мнешь, шарф из бумаги он шуршит, а из ткани – он не издает звука)
В: Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить. (Разглаживаем бумаги и ткани.)
Сначала разглаживаем шарф из бумаги руками. Что у вас получилось?
Дети: (Не получается разгладить)
В: Да, вы правы! Шарф из бумаги настолько мятый, что не распрямляется.
Давайте попробуем разгладить руками шарф из ткани. Что получилось?
Дети: (Он разглаживается)
В: Правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.
В: Ребята, а давайте отдохнём и поиграем! Физкультминутка: (Слайд № 11)
Лунтик на Луне родился,
(Стоя, руки сцеплены над головой,
присесть руки в стороны.)
Лунтик очень удивился.
(Руки разведены в стороны,
поднимаем и опускаем плечи.)
Почему трава растет,
(Наклон на прямых ногах, руки вниз, медленно поднимает туловище и руки вверх.)
И куда пескарь плывет.
(Выполняем руками плавательные движения.)
Руку другу протяни
(Повороты вправо, влево с вытянутыми руками.)
Все узнаем вместе мы.
(Хлопки вытянутыми руками над головой.)
В: Молодцы! Хорошо отдохнули!
В: А теперь нас ждет еще один эксперимент. Проходите к столу, с пометкой красный квадрат.
Занимайте места.
(Слайды 12, 13 виды ткани, бумаги)
Теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет? (Стираем бумагу и ткань)
В: Берем сначала шарф из ткани, погружаем в воду, отжимаем. Что мы видим?
Дети: (Он стал мокрым.)
В: Теперь погрузите в воду шарф из бумаги, отожмите его, попробуйте распрямить. Что вы видите?
Дети: (Он размок, стал рваться.)
В: Правильно, если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать шарф из бумаги, он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить. Значит, какой из шарфов прочнее – из ткани или из бумаги?
Дети: (Из ткани шарф прочнее.)
В: Ребята, а мы можем из бумаги пошить одежду?
Дети: (Нет, она не прочная и скоро порвется.)
В: А из ткани?
Дети: (Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.)
В: Ребята, Лунтик говорит вам всем спасибо, он теперь знает, чем отличается бумага и ткань.
В: Вот теперь, Лунтик, когда мы знаем все о бумаге и о ткани, мы можем тебе помочь!
Продуктивная деятельность:
«Цветы для Милы» (аппликация) (Слайд № 9, 10)
(Музыкальное сопровождение)
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия.
Итог занятия
- Лиза, кто сегодня у нас был в гостях? (Лунтик)
- Матвей, с какой просьбой обратился к нам Лунтик? (сделать подарок для Милы и узнать всё про бумагу и ткань).
- Дарина, мы выполнить просьбу Лунтика? (да, выполнили). (Слайд № 11, 12, 13)
- Софья из чего мы сделали подарки для Милы?
(цветы из ткани).
- Рома, почему мы сделали цветы из ткани, а не из бумаги? (ответ).
- Ребята, вам понравилось экспериментировать с бумагой и тканью? (ответы детей)
В: - Посмотрите у меня на подносе сердечки разных цветов. Если вам понравилось наше занятие, то возьмите красное сердечко. Если нет то синее сердечко. (Дети выбирают)
В: - Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были очень добрыми, отзывчивыми и старательными. Большое, вам, за это спасибо!
Длительность занятия: 20 минут