Анна Бровко
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : воспитатель А. А. Бровко
Тема: «Путешествие в подводный мир»
Цель: Формировать представления детей о море, как экосистеме; развивать познавательный интерес к объектам живой природы, их разнообразию; расширять кругозор детей.
Образовательные задачи:
Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления об объектах живой природы;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Углублять и расширять представления детей о животных, обитающих в морях и океанах (кит, морская звезда, акула);
Формировать интерес к экспериментальной работе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;
Формировать бережное отношение к природе, желание оберегать её.
Развивающие задачи :
Развивать воображение, умение логически мыслить и передавать свои суждения в связном высказывании;
Развивать экологическую культуру;
Развивать образное мышление и умение устанавливать логические связи.
Развивать умение поддерживать беседу, делится знаниями, выражать личное мнение, задавать вопросы.
Развивать дружеские чувства в совместных играх.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к жизни животных, желание больше узнать о них;
Пробудить наблюдательность и любознательность у детей;
Воспитывать любовь к природе;
Воспитывать культуру речевого общения;
Развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, выслушивать и учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций «Подводный мир»
Рассматривание репродукций картин И. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море»
Беседы: «Путешествие по глобусу», «Значение воды в жизни всего живого. Использование её человеком». «Источники загрязнения воды. Меры охраны».
Чтение: В. Танасийчук «Экология в картинках. Нефть и море».
Методическое обеспечение:
Мультимедийное оборудование: экран, проектор, ноутбук.
Мультимедийная презентация по теме: «Подводное царство».
Оборудование для работы в лаборатории (на каждого ребёнка).
Муляжи морских обитателей.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, художественное слово, объяснение, показ, напоминание, упражнение, использование ЦОР.
Используемые современные образовательные технологии:
Поисково-исследовательские технологии.
Игровые технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Личностно-ориентированные технологии.
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель – Ребята, вы любите путешествовать?
Дети – Да!
Воспитатель – Сегодня я предлагаю вам стать членами научной экспедиции по изучению морских глубин. Согласны?
Дети – Да!
Воспитатель – Тогда - в путь! Команда, займите свои места на научном судне. (слайд 1)
Дети рассаживаются на места в импровизированном корабле.
Воспитатель – Что у меня в руках? (Показываю глобус, слушаю ответы детей)
- Правильно, это глобус. Посмотрите на глобус. Если его не крутить, он какого цвета? (ответы детей)
- Ну конечно, он разноцветный. Но что произойдет, если его сильно раскрутить (кручу глобус, каким цветом он стал? Почему?
(Ответы детей).
- Правильно. Потому, что голубой и синей краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой. А что обозначает синий цвет?
(Ответы детей)
- Да, голубым цветом на глобусе обозначены реки, озера, моря и океаны.
Воспитатель – Ну вот мы и в открытом море. Ребята посмотрите, какие завораживающие морские пейзажи вокруг. (слайд 2-4). Море всегда разное. Какое море на этом слайде?
(Ответы детей)
Воспитатель – Оно спокойно и ласково. Но вдруг налетает ветер, наступает шторм, и море становиться бурлящим и опасным.
Воспитатель – А кто уже был на море? Какая вода в море на вкус?
(Ответы детей)
- Можно ли пить морскую воду? Почему?
Дети Она соленая не утоляет жажду
Воспитатель - А вы знаете, почему в море вода соленая?
(Ответы детей)
Воспитатель – Реки, которые впадают в моря, и дожди вымывают минеральные соли из почвы и уносят их в море, поэтому вода в море соленая.
Воспитатель – А как вы представляете себе морское дно? Какое оно? (Ответы детей)
Воспитатель – На дне моря есть холмы, невысокие и даже очень высокие горы, равнины и глубокие впадины. (слайд 5-7).
- Предлагаю опуститься на морское дно и полюбоваться его просторами. Согласны?
Дети – Да!
Воспитатель – А что нужно сделать, прежде чем совершить погружение в море.
(Ответы детей)
Воспитатель – Правильно ребята, надеть акваланги.
Дети одевают акваланги (сделанные из пластиковых бутылок).
Воспитатель – Внимание! Погружение! (слайд 8)
2. Основная часть
Дети встают с места и выстраиваются полукругом. (слайд 9)
Воспитатель Посмотрите, как красиво вокруг
Как хочется заглянуть в морскую глубину
Там увидишь друзей ты тьму.
Маленьких, больших и разных
Но очень разнообразных.
Показ отрывка из документального фильма «Морские глубины».
Видео гимнастика для глаз «На море»
Дети выполняют движения глазами в соответствии с движением предметов на экране под расслабляющую музыку.
Воспитатель – В моря и океанах очень много жителей. Каких животных мы можем встретить в глубинах океана?
(Ответы детей)
Воспитатель – Посмотрите, вот мимо нас проплывет кит (слайд 10). Что вы знаете о китах?
(Ответы детей)
Воспитатель – Правильно кит - самое большое животное обитающее на нашей планете. Киты относятся к классу млекопитающих. Детеныш у них рождается живым, почти год мать кормит его своим молоком. Киты бывают усатыми. Такое название киты получили из-за наличия у них китового уса. Вот один из представителей усатых китов – синий кит. Это самый большой кит. Длина его достигает 30 метров и весит он 150 тонн. Это как целый железнодорожный состав.
А вот кит горбач. Такое название он получил за очень изогнутую горбатую спину. (слайд 11). А вот полосатый кит (слайд 12). Несмотря на огромные размеры, усатые киты питаются планктоном – очень маленькими рачками. Они набирают в рот большое количество воды и затем пропускают её сквозь китовый ус как через сито, оставляя лишь планктон.
Воспитатель – Зубатые киты (белухи, кашалоты, касатки) имеют острые зубы, и питаются рыбой, кальмарами, осьминогами. (слайд 13-15). Касатки, единственные из всех китов, активные хищники. Они нападают даже на своих сородичей – других китов и дельфинов.
Воспитатель – Ребята, посмотрите, что это? (слайд 16). (Слушаю ответы детей).
Воспитатель – Правильно, это морские звезды. Как будто звездочки упали с неба и опустились на морское дно. Морская звезда – одно из самых любопытных морских существ. Грубая, жесткая кожа покрыта иголочками. В центре тела расположены диски, сверху и снизу. Нижний диск выполняет функцию рта. Морская звезда может открыть раковину устрицы. Она прилегает своим ротовым отверстием к раковине и тянет ее, пока она не раскроется. Затем морская звезда выворачивает желудок и обволакивает им устрицу. Морская звезда способна восстанавливать оторванные лучи. Она может даже вырастить целое новое тело из одного луча.
Воспитатель – А как вы думаете, есть ли глаза у морской звезды? Где они расположены?
(Слушаю предложения детей).
Воспитатель – Глаза у морской звезды находятся на кончиках лучей и защищены кольцами иголок. С нижней стороны по лучам расходятся бороздки с трубчатыми ножками. (Рассматриваю муляж морской звезды). С помощью них морская звезда передвигается, они также являются органом обоняния.
Воспитатель – Внимание! Опасность! Появились самые кровожадные обитатели морей. (слайд 17). Как вы думаете, кто это?
(Ответы детей)
Воспитатель – Конечно, это акулы. Что вы знаете об акулах?
(Ответы детей)
Воспитатель – В пучине океана акулы скользят, словно серые тени. Акула самая крупная морская рыба. Самые опасные и кровожадные из акульего семейства – тигровые и белые акулы (слайд 18, 19)
У акулы гигантская пасть,
Зубы острые, как ножи
В эту пасть боятся попасть
Осьминоги, тюлени, моржи.
Воспитатель – Акульи зубы треугольные, размером до 5 см., как спичечный коробок, расположены в два ряда. Зубы у акулы меняются всю жизнь, новый зуб вырастает за 12 часов. Акулы едят все подряд! Они могут разорвать и проглотить морскую черепаху, кальмара, осьминога, тюленя. Эти акулы нападают на людей. У акулы великолепный нюх и отличное зрение.
Воспитатель – Только лишь китовая акула, (слайд 20) несмотря на свои огромные размеры, до 20 метров, людям не опасна. Ведь она питается планктоном. Акулы не могут прожить не двигаясь. Без движения они задыхаются даже в чистой воде. Движение помогает воде в достаточном количестве протекать через их жабры и отдавать рыбе много кислорода.
Воспитатель – Находиться рядом с акулами очень опасно.
Срочно возвращаемся на корабль.
Дети снимают акваланги и рассаживаются по местам.
Воспитатель – Ребята, понравилась вам наша подводная прогулка?
Дети – Да!
Физминутка "Море"
Море очень широко, (дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель – Как только люди научились строить лодки и корабли, они стали бороздить моря и океаны. Люди перевозят различные грузы, добывают рыбу, морские водоросли, соль…. Но …. Люди загрязняют моря и океаны, бросают мусор, вредные вещества. Поэтому все реже стали встречаться киты, многие животные находятся под угрозой вымирания. Но страшнее всего, когда в море попадает нефть, которую перевозят люди (слайд 21). Тогда в такой воде гибнет все живое.
Экспериментирование.
Воспитатель – Предлагаю вам пройти в каюту – лабораторию.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель – Ребята, давайте вспомним свойства воды. (прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет собственной формы, растворяет различные вещества).
(Ответы детей)
Воспитатель – Прежде, чем вы приступите к работе, напоминаю вам, что со стеклянной посудой нужно обращаться очень осторожно.
Воспитатель – Представьте, что произошло крушение танкера, и в море разлилась нефть. На какое вещество по своим свойствам похожа нефть? (Ответы детей).
Воспитатель – Правильно на растительное масло. В чистую воду налейте немного растительного масла. Что получилось?
(Ответы детей)
Воспитатель – Правильно масло не растворилось в воде. Оно растеклось по поверхности тонкой пленкой.
Воспитатель – Что нужно сделать, чтобы вода снова стала чистой?
(Ответы детей).
Воспитатель – Правильно ее нужно очистить. Давайте попробуем это сделать.
( Выполняется ряд опытов по очистке воды: вода пропускается через несколько фильтров).
Воспитатель – Что получилось?
(Ответы детей)
Воспитатель – Молодцы! Вода опять стала чистой. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
Воспитатель – Люди прекрасно понимают, что нужно заботиться о морях и океанах, и там, где вылилась нефть в море, работают корабли, которые собирают нефть с поверхности воды. (слайд 22 - 23). При помощи приспособлений они высасывают нефть и очищают морскую воду.
Словесная игра «Слово-ассоциация»
Воспитатель –Что вы представляете когда слышите слово «море»? Например, ребёнок назовёт слово «рыба», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «волна».
3 Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, что новое вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как вам это может пригодиться?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что понравилось? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что вызвало затруднения? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - О чем вы хотите рассказать своим родителям и друзьям? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - О чем вы хотите еще узнать? Как это сделать? Кто вам может помочь?
Ответы детей.
Воспитатель – Вы- будущее нашей планеты, нашего дома. Все мы должны заботиться о ней. И тогда, небо, моря и океаны станут чище, звонче будут петь птицы, и весело будет журчать ручеек, бегущий в тени деревьев.