Приложение МААМ

Конспект занятия по математике в подготовительной группе по теме «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»

Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия по математике в подготовительной группе по теме «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательному развитию раздел «Математическое развитие» в подготовительной группе на

Подготовила : воспитатель Чеботарёва Марина Леонтьевна

ТЕМА: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»

Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе по теме „Точка, Линия, Прямая и кривая линии“» размещена в разделах

Цель: Формировать представления о точке, прямой и кривой линиях, тренировать умение чертить прямые и кривые линии, пользоваться линейкой.

Материалы к занятию

Демонстрационный:

1) рисунок к заданию 2.1;

2) географическая карта;

3) образцы выполнения задания 5.4;

4) картина к заданию 5.2;

5) карточки с числами 1, 2, 3, 4, 5 по 2 штуки (на группу из 10 человек) к заданию 5.1.

Раздаточный:

1) лист-вкладка в учебник-тетардь к заданию 4.1;

2) простой карандаш;

3) цветные карандаши;

4) веревки разной длины.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Введение в ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

— Как вы думаете, можно ли маленьким детям куда-либо уходить одним?

— Почему вы считаете, что этого делать нельзя?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает о Крошке еноте, который жил на краю леса вместе с мамой и папой. Каждое утро родители отправлялись по делам, а Крошке еноту строго-настрого запрещали уходить далеко от дома, чтобы не заблудиться.

Как-то раз Крошка енот услышал от болтливой сороки, что на берегу озера, которое находится за лесом, растет вкусная трава, и решил, пока родителей нет дома, сходить за этой травой и принести ее к обеду.

— Как вы думаете, правильно ли решил поступить Крошка енот?

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за малышом и, в случае необходимости, оказать ему помощь.

— Хотите?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Запомни дорогу».

Дети подходят к доске, на которой расположен рисунок из демонстрационного материала.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что от дома до озера довольно далеко. Увидела болтливая сорока, что Крошка енот один идет, и спрашивает: у

— Куда идешь, малыш?

— За вкусной травой к дальнему озеру, — отвечает Крошка енот.

— А дорогу туда знаешь? — снова спрашивает сорока.

Не знает дороги Крошка енот. Пожалела его сорока и говорит:

— Я полечу, а ты иди за мной, да запоминай дорогу! Обратно одному идти придется, у меня дела в соседнем лесу. И запомни: идти обратно можно только той же дорогой, если пойдешь другим путем — жди неприятностей.

Крошка енот просит детей помочь ему запомнить дорогу до озера.

— Хотите помочь Крошке еноту?

— Сможете это сделать?

— Что нужно для того, чтобы запомнить дорогу? (Надо внимательно смотреть, мимо чего идешь, в каком месте в какую сторону поворачиваешь.)

3. Затруднение в ситуации.

Воспитатель проводит пальцем кривую линию от домика до озера и просит детей повторить этот путь, но в обратную сторону. Как правило, дети не могут этого сделать.

— Смогли ли вы вместе с Крошкой енотом запомнить дорогу? (Нет.)

— Почему не смогли? (Потому что в лесу нет ни тропинок, ни дорог, а вокруг очень много похожих деревьев, и мы не знаем, как в таком лесу запомнить дорогу.)

— Значит, что нам сейчас нужно узнать? (Нужно узнать способ, который поможет найти обратную дорогу.)

4. Открытие нового знания.

1. Игра «Дорога».

— Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, можно придумать самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.)

Воспитатель предлагает детям попытаться придумать такой способ самостоятельно.

Выслушиваются все предложения детей. Если дети не предложат решения, можно вспомнить сказку «Мальчик-с-пальчик».

— Что делал герой сказки для того, чтобы найти обратную дорогу домой? (Бросал на дорогу камешки.)

— Какого размера были эти камешки? (Они были очень маленькими, ведь Мальчик-с-пальчик положил их в карман, чтобы никто не заметил.)

Дети садятся за столы, на которых находятся листы-вкладки в учебник- тетрадь к этому заданию:

«Нарисуй дорожку от домика до озера точками».

— Как вы изобразите очень маленькие камешки?

Совместно с воспитателем дети приходят к выводу о том, что камешки они будут изображать точками.

— Как вы будете рисовать точку?

Уточняется, что точка рисуется концом карандаша или фломастера, которым дотрагиваются до бумаги.

— Как вы думаете, камешки надо бросать близко друг от друга или далеко?

— Почему вы думаете, что близко?

Дети самостоятельно рисуют точки.

— Что вы сейчас нарисовали?

Как правило, дети отвечают, что они нарисовали точки. Воспитатель относит чей-либо рисунок подальше от детей.

— Что Саша изобразил на рисунке? (Дорожку.)

Воспитатель уточняет, что Саша изобразил дорожку точками. Он поставил точки так близко, что они слились в одну линию.

Воспитатель делает вывод: линия получается из множества точек, которые стоят рядом друг с другом.

— Как по-другому можно нарисовать линию?

После ответов детей воспитатель уточняет, что линию можно изобразить карандашом или ручкой, проводя ими по бумаге. Дети проводят линию, соединяя между собой нарисованные точки. Воспитатель на рисунке, расположенном на доске, проводит прямую дорогу от домика до озера. — Чем этот рисунок отличается от тех, которые сделаны вами? Как правило, дети правильно называют дорожки — прямая и кривая. Воспитатель делает вывод: линии могут быть прямыми и кривыми. Крошка енот благодарит детей. Теперь он найдет обратную дорогу.

5. Включение нового знания в систему знаний.

1. Игра «Деление на команды».

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что когда Крошка енот пришел домой и разложил траву, он сел рисовать для мамы картину (воспитатель показывает детям картину). А когда нарисовал, задумался: «Сколько кривых и прямых линий на картине я нарисовал?»

Не знает этого Крошка енот и просит детей помочь ему.

Для того чтобы ответить на вопрос Крошки енота, воспитатель предлагает детям разбиться на две команды.

Дети подходят к столу, на котором надписью вниз лежат карточки с числами. На 10 человек должно быть по две карточки с числами 1, 2, 3, 4, 5. Каждый ребенок берет по одной карточке. Воспитатель предлагает детям разбиться на две команды так, чтобы в каждой из команд не было одинаковых чисел. После того как задание будет выполнено, детям каждой команды нужно расположиться по порядку следования чисел. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее. Детям предоставляется самостоятельность.

5.2. Игра «Кто больше».

Дети командами подходят к картине:

Одна команда должна называть прямые, а другая команда — кривые линии, которые они видят на рисунке. Например, берега реки — это кривые линии, шоссе нарисовано прямыми линиями и т. д. Ответы команды дают по очереди. За каждый правильный ответ команда получает очко, которое фиксируется на доске, например, с помощью цветных магнитов.

Воспитатель задает детям вопрос:

— Сколько прямых (кривых) линий на картинке?

— Каких линий больше и на сколько?

Крошка енот благодарит детей.

5.3. Игра «Карта».

— Где же тут реки (горы, города? — спрашивает Крошка енот.

Дети показывают на карте названные объекты.

— Почему такие большие города, как, например, Москва, на карте обозначаются точками? (Потому что на карте все уменьшено в огромное число раз.)

— Например, река Волга в некоторых местах имеет очень большую ширину, такую, что, стоя на одном берегу, нельзя увидеть другого берега. А как Волга обозначена на карте? (Воспитатель показывает на карте Волгу.) (Она обозначена с помощью кривой линии.) |

Воспитатель предлагает детям показать на карте другие реки. Дети находят и показывают реки, еще раз проговаривая, что реки на карте обозначаются кривыми линиями.

4. Игра «Дорога до города».

Дети садятся за столы, на которых находятся изготовленные заранее листы:

«Сколько прямых можно провести через одну точку и через две точки

Воспитатель предлагает детям представить, что возникла необходимость в прямой дороге, которая пройдет через город.

— С чего начинается строительство дороги?

Выслушиваются все предположения детей, после чего воспитатель подводит итог: сначала дорогу надо нарисовать на плане.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть первую картинку.

— Сколько городов обозначено на первой картинке? (Один.)

— С помощью чего можно провести по-настоящему прямую линию? (С помощью линейки.)

— Как вы будете чертить по линейке?

Вместе с воспитателем дети проговаривают алгоритм:

«Совмещаем линейку с точкой, прижимаем линейку плотно к бумаге, проводим карандашом прямую по линейке».

При этом воспитатель проделывает названные действия, проводя горизонтальную прямую на большом листе или доске.

— Как вы нарисуете дорогу, если ехать надо в другом направлении (воспитатель показывает на своем рисунке направление сверху вниз, наискосок?

Дети самостоятельно проводят через точку еще две прямые линии.

Воспитатель делает соответствующий рисунок на большом листе или доске.

— Сколько линий можно провести через одну точку? (Много, -сколько угодно.)

— Сколько городов обозначено на втором рисунке? (2.)

— Сколько дорог (прямых линий) можно провести между двумя городами (через две точки?

Как правило, по аналогии дети говорят, что таких линий может быть сколько угодно.

— Как вы будете проводить линию по линейке?

Дети проговаривают алгоритм, а затем делают рисунок в тетради.

Воспитатель делает соответствующий рисунок на большом листе или доске.

— Сколько прямых линий можно провести через 2 точки? (Только одну линию.)

Воспитатель рассказывает детям, что они только что были чертежниками и подготовили хорошие чертежи для строительства дорог

5.5. Игра «Тропинки».

— Как вы думаете, что такое «населенный пункт»? (Это место, населенное людьми: город, деревня, поселок.)

Воспитатель рассказывает, что между большими городами прокладывают трассы — прямые асфальтированные дороги, по которым может проехать с большой скоростью много машин.

— А как можно добраться, например, от одной деревни до другой, которая расположена близко? (Доехать на велосипеде, дойти пешком.)

— Чем отличается дорога, по которой ездят машины, от тропинки, по которой люди ходят пешком? (Дорога широкая, а тропинка — узкая. Дорога асфальтированная, а тропинка — нет. Дорога прямая, а тропинка — кривая.)

Дети подходят к двум стульям, стоящим поодаль друг от друга. Рядом лежат несколько веревок.

Воспитатель предлагает детям представить, что стулья — это населенные пункты.

— Как вы думаете, сколько тропинок — кривых линий можно протоптать от одного населенного пункта до другого?

Выслушиваются все ответы детей, после чего дети экспериментируют, раскладывая веревки между стульями, а затем садятся за столы и делают рисунок в тетради.

Делается вывод о том, что через две точки можно провести сколько угодно кривых линий.

5.6. Игра «Разные дороги». Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать коммуникативные качества.

Воспитатель предлагает детям после работы по строительству дорог поиграть.

Если воспитатель говорит слово «кривая», то дети, встав друг за другом, должны идти по кривой линии, если «прямая», — то по прямой.

Правильное выполнение задания зависит от ведущего, поэтому игру надо провести несколько раз, меняя ведущих.

5.7. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе» ч. 4 (1).

Дидактические задачи: тренировать умение чертить прямые и кривые линии, пользоваться линейкой.

№221

«На каждом рисунке проведи через синюю точку прямую линию. Через красную точку проведи кривую линию так, чтобы она пересекала прямую».

Дети садятся за столы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и рассказывает, что синяя точка — это город, а красная — деревня.

— Чем похожи все рисунки? (Тем, что на каждом изображены две точки.)

— Чем рисунки различаются? (Тем, что на них точки изображены в разных местах.)

Воспитатель рассказывает, что детям — чертежникам — нужно на каждом рисунке через синюю точку (город) провести прямую линию (дорогу, но так, чтобы эта дорога не проходила через деревню.

— С помощью чего вы сможете провести прямую? (С помощью линейки.)

Дети выполняют задание самостоятельно. Задание проверяется индивидуально. }

Далее воспитатель говорит, что через красную точку (деревню) на каждом рисунке надо провести кривую линию (тропинку, которая пересекала бы прямую дорогу.

— Как вы понимаете слово «пересекать»?

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка по мере его выполнения.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

— Кому вы сегодня помогли?

— Что полезного сделали?

— Какие знания дали вам возможность вывести Крошку енота из леса, построить дороги, проложить тропинки?

На занятии по ИЗО можно попросить детей показать на сделанном ими рисунке кривые и прямые линии, на прогулке — показать эти линии в окружающей обстановке.

Публикации по теме:

Дидактический материал к занятию «Точка, точка, запятая»Дидактический материал к занятию «Точка, точка, запятая» Такое занятие проводится в средней группе для детей с ОВЗ. Дети знакомятся с частями тела через игру. В помощь усвоению знаний используется,.

Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе по теме «Путешествие в весенний лес» Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе по теме "Путешествие в весенний лес" Цель: Закрепление математических знаний,.

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группеКонспект итогового занятия по математике в подготовительной группе Цель: закрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года. Задачи: продолжать обучать детей составлению.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по математике Итоговое занятие по математике Цель: Закрепить знание детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Линейка. Прямые линии, отрезок»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Линейка. Прямые линии, отрезок» Программные задачи О. : актуализировать знания детей о линейке как инструменте для измерения отрезков и рисования прямых линий; актуализировать.

Конспект НОД по письму в подготовительной группе «Прописываем элементы узоров и букв по образцу. Прямые наклонные линии» Цель: Закреплять понятия выше-ниже, над-под, влево-вправо. Обучающие: Учить сравнивать образец с результатом. Развивающие: Развивать внимание,.

Конспект занятия по математике в подготовительной логопедической группе Занятие по математике, подготовительная логопедическая группа Цель: развитие интереса к математике, на основе познавательной активности.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Программное содержание: Закрепить знание числового ряда, чисел последующего и.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Вертикальная, горизонтальная линии» Возраст воспитанников: старший дошкольный. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая. Образовательные.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками в подготовительной группе «Точка. Линия. Прямая и кривая линии» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет). Тема: «Точка. Линия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по математике в подготовительной группе по теме «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»
Опубликовано: 8 ноября 2019 в 21:59
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе по теме «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Леонтьевна Чеботарёва (УИ 787122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД