Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками в подготовительной группе «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие.
Возрастная группа : подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).
Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии».
Основная цель: сформировать представление о точке, прямой и кривой линиях.
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками в подготовительной группе „Точка, Линия, Прямая и кривая линии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Точка и линии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Задачи: познакомить детей с понятиями: точка, прямая линия, кривая линия; тренировать умение рисовать прямые и кривые линии, узнавать их, выкладывать с помощью палочек; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.
Оборудование: магнитно-маркерная доска, проектор, план леса – А4 10 шт., карта России, фломастеры, листы в клеточку 10 шт., палочки Кюизенера, табличка с равенством «3-2=1», указка.
Краткая аннотация к работе:
Данная образовательная ситуация направлена на формирование у детей подготовительной группы представления о точке, прямой и кривой линиях. Каждый этап образовательной технологии «Ситуация», положенной в основу данной НОД, помогает детям сформировать четкое представление об изучаемом на уровне понятий и закрепить это через практическую деятельность. Помощь полюбившемуся мультипликационному персонажу, маленькому поросёнку Чуне, через предложение детьми различных вариантов выхода из затруднительной ситуации, способствует сохранению мотивации на получение нужных знаний, запоминание их и практическое использование.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
Воспитатель собирает возле себя детей.
- Как вы думаете, можно ли маленьким детям уходить куда-либо одним?
Дети: …
Воспитатель: Почему вы считаете, что этого делать нельзя?
Дети: …
Воспитатель: Ребята, вы помните маленького розового поросёночка Чуню? Каким был поросенок Чуня? (СЛ. 2)
Дети: Любознательным, добрым, дружелюбным, любил путешествовать по лесу.
Воспитатель: Однажды, ребята, когда поросёночек в очередной раз гулял возле своего дома, мимо пролетала необыкновенной красоты бабочка. (СЛ. 3) Чуня засмотрелся за великолепным полётом бабочки, побежал за ней, наблюдая и восхищаясь, забыв обо всем на свете, и даже о том, что мама не разрешала маленькому поросёночку убегать далеко от дома, т. к. в соседнем лесу полно злых и голодных волков. Когда Чуня остановился, (СЛ. 4) он понял, что заблудился в лесу и обратной дороги ему не найти…
Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Чуня, что так беззаботно убежал далеко от дома?
Дети: …
Воспитатель: Дети, Чуне нужна наша помощь. Хотите помочь?
Дети: …
Воспитатель: Сядьте за столы.
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать способ ориентировки по плану.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, (СЛ. 5.1) на доске расположен рисунок – это план леса. Это дом Чуни, а вот и он сам, плачет, не знает, как ему вернуться домой. Помнит, что говорила ему мама, что убегать одному от дома нельзя, и что в лесу живут злые и голодные волки.
Как вы думаете, дети, что нужно делать для того, чтобы запомнить дорогу?
Дети: Быть внимательным, смотреть, мимо чего идёшь, в какую сторону поворачиваешь.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о точке и линии, формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения.
Воспитатель: Дети, я знаю, что Чуня, когда бежал за бабочкой, то его путь пролегал вот так. (СЛ. 5.2) А теперь пройдите за столы, там для вас положен план леса.
Дети: Садятся.
Воспитатель: Посмотрите еще раз на путь Чуни по лесу за бабочкой. Я убираю путь (СЛ. 5.3). Приготовьте указательный палец правой руки. Попытайтесь пальчиком на листе проложить точно такой же путь, как был у меня, по которому Чуня бежал за бабочкой.
…
Егор, у тебя получилось? Лёня? Лена? Соня?
Смогли вы запомнить дорожку, которую я вам показала?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему не смогли?
Дети: Потому что в лесу нет дорог, всё вокруг одинаковое.
Воспитатель: Значит, нам нужно сейчас узнать что?
Дети: Как можно найти обратную дорогу для поросенка?
4. Открытие нового знания.
Дидактическая задача: сформировать представление о точке, прямой и кривой линии.
Воспитатель: Ребята, если мы чего-то не знаем, как можем узнать?
Дети: Придумать самим, спросить у взрослого, посмотреть в книге.
Воспитатель: Давайте, мы подумаем самостоятельно.
Ребята, наша задача показать обратную дорогу поросёночку Чуне.
Вспомните, пожалуйста, сказку «Мальчик-с-пальчик». Что делал герой, чтобы найти обратную дорогу домой?
Дети: Бросал камешки на дорогу.
Воспитатель: Подумайте, какими были эти камешки по размеру, если они уместились в кармане Мальчика-с-пальчика?
Дети: Очень маленькими.
Воспитатель: Дети, а как можно изобразить очень маленькие камешки?
Дети: Точками.
Воспитатель: Как вы будете рисовать точки?
Дети: …
Воспитатель: концом карандаша, фломастера или ручки мы дотрагиваемся до бумаги.
Вот теперь мы начнем прокладывать безопасный путь для возвращения Чуни домой. Но, обратите внимание, что на вашем плане еще нет злых и голодных волков. Вот они (СЛ. 6.1) обозначены на моем плане. По пути следования поросенка за бабочкой остался привлекательный для волков запах лакомства, и они вышли из своего логова и дожидаются Чуню.
Посмотрите на мой план и, придумав самостоятельно символ для обозначения волка, нарисуйте его на своем плане на тех местах, на которых они сидят.
Дети: рисуют.
Воспитатель: А теперь, обходя волков и деревья, нарисуем точками, как делал это камушками Мальчик-с-пальчик, безопасный путь возвращения домой Чуни.
Дети: рисуют.
Воспитатель: относит один рисунок далеко от детей.
Что Лена нарисовала на рисунке?
Дети: Дорожку.
Воспитатель: Дети, вы изображали дорожку точками, поставили их близко так, что они слились в одну линию.
Вывод: Дети, линия получается из множества точек, которые стоят рядом друг с другом.
Как еще можно нарисовать линию?
Дети: Линию можно нарисовать, проводя по листу карандашом, фломастером, ручкой.
Воспитатель: Соедините точки.
Дети: соединяют.
Воспитатель: появляется белая прямая линия на плане леса (СЛ. 6.2)
Воспитатель: Смотрит рисунки детей. Посмотрите, как я проложила дорожку. Чем отличаются ваши рисунки от моего?
Дети: У Вас линия прямая, а у нас кривая.
Воспитатель: Ребята, линии могут быть прямые и кривые.
Вы молодцы! Поросёночек Чуня успешно добрался до дома и уже рассказывает маме и друзьям о том, что с ним приключилось и как вы ему помогли. (СЛ. 7)
5. Включение новых знаний в систему знаний детей.
Дидактическая задача: закреплять новые знания о точке, прямых и кривых линиях.
5.1. Игра «Найди на карте»
Дидактическая задача: тренировать умение узнавать кривые линии и точки; формировать опыт применения новых знаний на практике.
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Подводит к карте России.
Рассмотрите карту. Коля, покажи мне реки. Егор покажи границу России, покажите границу нашей малой Родины – Удмуртии.
Как обозначены на карте границы и реки?
Дети: Кривыми линиями.
Воспитатель: Хорошо. Лёня, покажи, пожалуйста, столицу нашей страны. Как она называется?
Лё ня: показывает. Москва.
Воспитатель: Молодец! Лена, покажи главный город нашей Удмуртии. Как он называется?
Лена: Ижевск. Показывает.
Воспитатель: Как обозначаются города на карте?
Дети: Точкой.
Воспитатель: Почему точкой?
Дети: …
5.2. Игра «Проложи свой путь»
Дидактическая задача: формировать представление о том, что путь можно проложить с помощью кривых или прямых линий; закреплять умение чертить прямую линию с помощью линейки, запомнив алгоритм действий.
Воспитатель: Я приглашаю вас к столам. Для вас приготовлены листы в клеточку, на которых (СЛ. 8) изображены две точки : красная и синяя. Синяя точка – это наш детский сад, красная точка – это ваш дом. Сейчас я предлагаю вам схематично изобразить дорогу от детского сада до дома. Как можно изобразить дорогу?
Дети: Прямыми и кривыми линиями.
Воспитатель: Верно. Принимайтесь за изображение.
Дети: рисуют.
Воспитатель: смотрит. Егор, какие линии ты использовал для изображения пути?
-Лена?
-Тимур?
-…
-Молодцы!
-Коля, ты нарисовал путь с помощью прямой линии. Ты пользовался линейкой?
Коля: Да.
Воспитатель: Напомни нам, как провести прямую линию с помощью линейки? А вы, ребята, послушайте, и, в случае затруднения, помогите.
Коля и воспитатель: Нужно совмещать линейку с точкой, прижимая линейку плотно к бумаге, проводить карандашом прямую линию по линейке.
Воспитатель: А теперь проговорим алгоритм все вместе.
Проговаривают. Воспитатель чертит на большом листе прямую линию по линейке.
5.3. Игра «Волшебные палочки»
Дидактическая задача: закреплять представление детей о прямой линии; закрепить счёт до «3», уточнить представление детей о части и целом, о смысле сложения и вычитания.
Воспитатель: Я приглашаю вас подойти к столу. Что это перед вами?
Дети: Палочки Кюизенера.
Воспитатель: Да. Я прошу вас выложить с помощью палочек прямую дорожку. (На слух). Дорожка будет состоять из трё х палочек: оранжевая, розовая, бардовая.
Дети: выкладывают.
Воспитатель: Проверьте друг друга. Все ли выполнили задание верно? А теперь скажите, пожалуйста, сколько палочек нам нужно убрать, чтобы осталась одна палочка?
Дети: 2.
Воспитатель: Все согласны? А теперь посмотрите сюда ( показывает табличку: 3-2=1). Верно ли у меня записано равенство, передающее те действия, которые мы сейчас с вами проделали?
Дети: …
Воспитатель: Что является целым в этом равенстве?
Дети: 3.
Воспитатель: Что является частями?
Дети: 1 и 2.
Воспитатель: Верно. Сложите палочки в коробку.
6. Итог занятия.
Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас подойти ко мне.
Дети: Приходят.
Воспитатель: Дети, встаньте в колонну по прямой линии.
Дети: Встают.
Воспитатель: А теперь встаньте в круг.
Дети: Встают.
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли?
Дети: …
Воспитатель: Что полезного сделали?
Дети: …
Воспитатель: Какие знания нам помогли?
Дети: …
Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте, как нам встать, чтобы получилась точка?
Дети: Встают, обнявшись.
Воспитатель: Спасибо за работу!
Список использованной литературы:
1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. – М. : Цветной мир, 2012.
2. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 4 (1-2) / Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. – М. : Ювента, 2014.
3. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/116301-ispolzovanie-tehnologii-situacija-pri-formiro.html
4. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA+%D1%87%D1%83%D0%BD%D1%8F