Яна Александровна
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в Казахстан»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В КАЗАХСТАН»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ:
ГАНИНА Я. А.
ОРЕНБУРГ, 2020 Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие в Казахстан“» размещена в разделах
- Казахстан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. Оренбургская область многонациональна, на ее территории проживают представители разных народов: русские, татары, башкиры, казахи, немцы, и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и уважать их. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети разных национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Оренбуржье. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационная информация Примечание
1. Ф. И. О. педагога Ганина Яна Александровна
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
3. Вид деятельности детей Коммуникативная, игровая, двигательная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Путешествие в Казахстан»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия - Постановка целей и мотивации деятельности детей (предлагается рассказ о казахской национальности, костюмах и культуре, комментирование, подвижная игра);
- Активизация деятельности в процессе занятия (беседа, создание проблемной ситуации, обследование, анализ, выводы);
- Организация практической деятельности детей (сделать национальный казахский костюм- домашнее задание);
- Поддержание интереса у детей (ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение);
- Оценка и самооценка (поощрение, взаимопомощь детей).
3. Интеграция образовательных областей -Социально-коммуникативное развитие ( социализация: чтение сказки «Жадный бай и Алдар-косе»; передача выразительного образа персонажей; коммуникация: Беседа о казахах, их национальном костюме, посуде и блюдах, жилище, традициях и культуре. -Познавательное развитие : «Собери казахский костюм», «Казахский орнамент» (предварительная работа – рассматривание иллюстрации о костюме и орнаменте);
- Речевое развитие : предварительная работа (дидактические игры «Национальности»; пословицы и поговорки о Казахстане)
- Художественно-эстетическое развитие; предварительная работа - слушание национальной казахской музыки, рисование «Раскрашивание орнамента», лепка из песка «Юрта»
- Физическое развитие (Подвижная игра «Есть идея!»).
4. Возрастная группа: Группа общеразвивающей направленности
5-6 лет
5. Цель: -Формирование у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
6.
6. 1 Задачи: -Расширить знания о жизни казахов, их к
-Развить речевую активность детей, мышление, воображение, память.
6.2 -Познакомить с национальной одеждой казахов; -Дать представление о национальных блюдах и жилищах казахов; -Приобщать детей и родителей к играм казахов
6.3 -Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
-Воспитывать культуру общения (вежливость, скромность, дружелюбие);
7. Планируемые результаты: Имеют представления о Казахстане, символике, казахском народе, обычаях и культуре.
- Знают значение слов: Казахстан, Астана; дастархан, тюбетейка, орнамент, бархат, юрта, салам аллейкум, бежбармак, баурсаки, джигит.
Умеют отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.
- Проявляют доброжелательность в отношениях со сверстниками;
- Демонстрируют культуру общения (вежливость, скромность, дружелюбие);
- Развита речевая активность детей, мышление, воображение, память.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) - ИКТ
-ТСО: магнитофон, аудио запись национальной казахской музыки.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Беседы о казахской национальности, символике и столице, костюмах, посуде, жилище, инструментах. Слушание национальной музыки, чтение сказки жадный бай и Алдар-косе. Рисование «Раскрашивание орнамента», лепка из песка «Юрта». Подвижная игра «Есть идея!»
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Дети заходят, встают в круг.
Воспитатель: Россия - ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Воспитатель: В России много городов. Ребята, скажите, в каком городе мы живем?
Дети: в Оренбурге
Воспитатель: Какие национальности проживают в нашей области? Дети: русские, казахи, башкиры 2 мин
1.2 Мотивация деятельности детей Плачет девочка
Воспитатель: Посмотрите, это девочка Сауле. Почему она плачет? Она мне рассказала, что она играла с друзьями в прятки и ушла очень далеко от дома.
Воспитатель: Как же быть? Как можно помочь Сауле?
Дети: Надо найти ее дом
Воспитатель: А где она живет?
Дети: В казахстане
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Сауле одета в национальный казахский костюм, она казашка и живет в Казахстане 2 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Казахстан – очень красивая страна. В ней много рек, озер и гор. А вот и флаг Казахстана. Государственный флаг он сине-голубого цвета. В центре флага, мы видим парящего под золотым солнцем орла, а по краю полоску казахского национального орнамента. Голубой фон государственного флага символизирует чистоту и высоту помыслов казахского народа, пожелания мирного неба. Золотое солнце, купающиеся в своих лучах, олицетворяет счастье и богатство. Орёл – царь птиц. В облике степного орла воплощен образ свободолюбивого народа – его сила, зоркость, стремление всегда быть на высоте. Посмотрите, а что изображено на этой иллюстрации?
Дети: Юрта
3 мин
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Правильно! Это юрта – жилище казахского народа. В ней живут друзья Сауле. Мы отправляемся в Казахстан на лошадях.
Звучит национальная казахская музыка. Дети на лошадях скачут в Казахстан и подъезжают к юрте, в дверях которой встречают их мальчик и девочка.
Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает?
Дети: казахи : мальчик и девочка.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: У них национальный костюм с казахским орнаментом.
Мальчик и девочка: Салам алейкум.
Воспитатель: Ребята, мальчик и девочка приглашают нас в гости в свою юрту. Проходите!
Дети проходят в юрту, садятся по-турецки на корпе (одеяло) вокруг дастархана (низкого стола, накрытого скатертью. На дастархане стоит посуда с казахским орнаментом и национальные блюда. Звучит национальная застольная казахская музыка.
4 мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель: Казахи - мирный и очень гостеприимный народ. Когда в дом приходят гости, всегда накрыт "дастархан" (стол). Посмотрите на наш "дастархан", сколько всего вкусного приготовлено, это бежбармак, баурсаки, чай - это всё национальные блюда казахского народа.
Физминутка. Юрту сделали ребята Тянут руки к шаныраку. На носочки поднимись Всем ребятам улыбнись. Юрта, юрта-круглый дом Побывайте в доме том Сакырлаук ты открой, Дастархан гостям накрой. Гости явятся едва В очаге горят дрова, Баурсаки жарятся, Гостям здесь очень нравится!
Собираясь, за большим дастарханом, они любят пить чай, петь, читать стихи, играть на национальных инструментах, танцевать. Чай казахи, пьют много; хозяева все время смотрят, чтобы пиала гостя не была пустой. Гость никогда не наливает себе чай – чай наливают только хозяева – ухаживают за гостем. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: опрокинуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще одну пиалу. Если гости засиделись, то можно поиграть игру.
13 мин
2. 3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: И сейчас мы с вами поиграем в национальную казахскую игру, которая называются – «Есть идея!».
5 мин
III. Заключительная часть
3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель:
Ребята, что мы сегодня делали?
Дети:
Помогали девочке найти ее дом и друзей
Были в путешествии в Казахстане
Мы были казахами
Воспитатель: Что вам было трудно?
Дети: запомнить сложные казахские слова
Воспитатель: Что вам бы легко?
Дети: играть в игру 1 мин
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Медиатека Создание медиатеки по познавательному направлению для детей 5-6 лет
4.2 Проект (совместный проект с родителями) Мастер-класс «Национальные блюда», Мастер- класс по изготовлению кукол в национальном костюме.