Фируза Мальцева
Конспект занятия по ФЭМП «Закрепление пройденного» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» Уренского муниципального округа Нижегородской области
Конспект занятия по познавательному развитию (математические представления) в старшей группе «Закрепление пройденного материала»
Воспитатель Мальцева Ф. Н.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Закрепление пройденного“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между).
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Закрепить знания о последовательности дней недели.
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Повторить деление круга на четыре равные части.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приё мы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
физическое развитие,
речевое развитие,
художественно – эстетическое развитие
Интерактивные технологии:
-«Корзина идей» - высказать предположения, на чем добираться в математическое королевство;
-«Карусель» - ответы детей при анализе занятия (что было легко, а что трудно).
Демонстрационный материал: карточки с числами от 0 до 10, «письмо», иллюстрация математического царства, замок с геометрическими фигурами, образец узора для проверки.
Раздаточный материал: наборы цифр на каждого ребенка, круги разного цвета на каждого ребенка, ножницы, листы бумаги прямоугольной формы, фломастеры
Ход занятия:
1 Организационная часть.
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!
-Скажите, какой день недели был вчера? -Какой день недели сегодня? – Какой день недели будет завтра? (ответы детей)
-Какое у нас сегодня первое занятие? (математика)
-Молодцы, ребята
- Давайте немного поиграем.
Дидактическая игра “Определи свое место”
- Саша, кто находится справа от тебя?
- Денис, а кто находится слева от тебя?
- Ваня Пухов, встань впереди меня.
- Вика, встань между мной и ….
- Яна, встань слева от Миланы Л.
- Женя, встань между …. и ….
- Молодцы. А сейчас потихоньку проходите на свои рабочие места.
2. Основная часть.
1). Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы. Откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут послание. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
- «Дорогие ребята, в нашей стране математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
- Ребята, мы поможем жителям страны математики?
- Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
- Скажите, на чем можно путешествовать? (ответы детей)
-Посмотрите, как много средств, на которых можно совершить путешествие.
-Чтобы узнать, на чем мы отправимся сегодня в путешествие, нужно отгадать загадку
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой, на разный вкус.
Кол отпустишь с поводка, улетит за облака…. (воздушный шар)
- Сегодня мы отправимся в путешествие на воздушном шаре! (показ иллюстрации)
- Для того, чтобы на н м совершить полет в математическую страну, нужно знать математику. Вы сообразительные, внимательные, многому уже научились и сможете отправиться в путешествие!
- Я знаю волшебные слова, которые помогут нам совершить полет на воздушном шаре.
Мы на шарике летим,
В страну знаний мы спешим.
Будем всюду приземляться
И с заданием справляться.
1-ое задание:
- Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
- Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке?
- Есть ли здесь одинаковые фигуры?
-Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине).
- Чем фигуры отличаются?
-Как вы считаете, какая фигура лишняя?
(круг – не имеет углов).
-Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
2-ое задание:
«Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на! Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить»
- Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?
Ответ детей: Выстроить числовой ряд.
- Давайте все вместе повторим числовой ряд. Нужно на столах выложить все числа по порядку.
Ребята выкладывают числовой ряд о 0 до 10. Один ребенок работает у доски
-Первый ряд считает числа по порядку.
-Второй ряд - в обратном направлении от 10 до 0.
- Ребята, а давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9?
Ответ детей: Восемь.
- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9.
- Назовите число, которое больше числа 3 на 1.
- Назовите число, которое больше числа 5 на 1.
- Назовите число, которое больше числа 7 на 1.
- Молодцы вы отлично справились с этим заданием.
Отправляемся дальше.
3-ое задание:
- Злой волшебник заколдовал жителей страны математики при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратится в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – их нужно разделить на 4 равные части
- Вспомните, как можно это сделать? (сложить круг на 2 равные части. Нужно складывать, чтобы части были одинаковые, совмещая края; разрезать, затем каждую половинку сложить еще пополам и разрезать).
- Как можно назвать каждую из частей? (половина)
-А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? (четвёртая часть) Молодцы, злые чары сняты!
4-е задание:
А сейчас, ребята, нас ждет физ. минутка!
Физминутка про дни недели:
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, («Умываемся».)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
(Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
5-ое задание:
А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, нарисуем узор из геометрических фигур. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.
Дидактическая игра «Запомни и повтори»
(У детей листы бумаги и фломастеры)
- Ребята слушайте внимательно мои задания:
Вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным фломастером
Вдоль нижней стороны – зеленым фломастером
Вдоль левой стороны – синим фломастером
Вдоль правой стороны – желтым фломастером
В верхнем левом углу нарисуйте красный круг
В нижнем левом углу нарисуйте синий квадрат
В верхнем правом углу – желтый треугольник
В нижнем правом углу – зеленый овал
В середине листа поставьте точку красным фломастером.
Проверка задания. На доске вывешиваю правильный образец работы
-Ребята, посмотрите на узор на доске. Если у вас все так, нарисуйте на листочке солнышко. Если есть небольшие неточности, нарисуйте солнышко и тучку.
(Ребята самостоятельно оценивают свои работы, воспитатель проверяет работы детей)
3. Заключительная часть. Рефлексия
- Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране математики, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь.
- Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
-Что вам было особенно легко, что показалось трудным? (Ответы детей цепочкой).
- Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…
-Королева Математика дарит вам вот такие волшебные квадраты и схемы для занимательной игры в свободное время (квадрат для игры Танграм).
-Что это за квадраты, для чего они нужны? ( ответы детей: нужно квадрат разрезать на фигуры, потом можно собирать картинки по схемам; это математическая игра Танграм).
-Молодцы, ребята. Игрой мы займемся в свободное время.
-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
- Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 5 до 0. (дети считают хором)
- Вот мы и в детском саду.
Мы в королевстве побывали,
Очень многое узнали.
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад!
Занимательные вопросы (если останется время)
-Сколько солнышек на небе? (1)
-Сколько лапок у кота? (4)
-Сколько спинок у трёх свинок? (3)
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
-Пять щенят + мама Лайка, сколько будет, сосчитай-ка? (6)
-У маленькой Светы четыре конфеты.
Еще дала одну Алла, сколько всего стало? (5)
- На столе лежало 4 апельсина и 1 яблоко. Сколько всего фруктов лежало на столе? (5)
-Сколько солнышек на небе? (1)
-Сколько лапок у кота? (4)
-Сколько спинок у трех свинок? (3)
-Сколько пальцев на одной руке, на руках? (5, 10)
-Пять щенят + мама Лайка, сколько будет, сосчитай-ка? (6)
-У маленькой Светы 4 конфеты, еще дала 2 Алла, сколько всего стало? (6)