Альбина Секамова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Насекомые» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Коррекционно – образовательные:
- активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
- упражнять детей в подборе слов-антонимов;
- продолжить работу по образованию притяжательных прилагательных;
- закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по
схеме;
Коррекционно – развивающие:
- развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родной природе.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию „Насекомые“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Оборудование: игрушка «Пчелка», картина с изображением пня, бумажные фигурки насекомых, схема для составления описательного рассказа о насекомом, мяч, предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза, шмель, комар, кузнечик, схематическое изображение бабочки из счетных палочек, баночка меда с ложками.
Раздаточный материал: индивидуальные конверты с заданием, коробочки со счетными палочками.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед и дети входят в группу.
- Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
II. Подбор слов-антонимов.
- Встаньте около меня в круг (берет мяч). Давайте поиграем в игру
«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч
обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором
слов-антонимов):
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Божья коровка живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а божья коровка … молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
(дети садятся на стульчики полукругом)
III. Актуализация знаний:
1) – Дети, как можно одним словом назвать стрекозу, кузнечика, жука?
(насекомые)
- Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых (потому что
холодно, они спят)
- Когда же появляются насекомые на улице? (весной)
- Почему весной? (становится тепло, и насекомые вылезают из своих
укрытий).
2) – Наступила весна, и самые смелые насекомые выбрались из своих зимних домиков на волю.
- Одно такое насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:
Не птица, а с крыльями,
Над цветком летает,
Медок собирает (пчела).
Логопед показывает игрушку «Пчёлка»
IV. Подбор эпитетов к существительному:
- Ребята, посмотрите на нашу пчелу. Какая она? Опишите ее. (Маленькая, полосатая, красивая, быстрая, шестилапая, хлопотливая, заботливая, запасливая, трудолюбивая)
- Пчелка сказала мне, что устала. Как вы думаете, почему она устала? (Потому что она собирала мед. Она носит мед от цветка к улью, чтобы потом питаться им всю зиму).
- Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная).
- Пчелка приглашает вас на прогулку, на весеннюю лужайку. Давайте отправимся с ней (дети садятся за столы).
V. Образование притяжательных прилагательных.
На доске висит плоскостное изображение пня с прикрепленными к нему фигурками насекомых (на липучках, наполовину закрытыми белыми бумажками.
- Посмотрите, ребята, какой здесь большой пень. И как много на нем разных насекомых! Некоторые из них спрятались от вас, они хотят, чтобы вы их угадали.
• Он работник настоящий, Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (муравей).
-Что закрыто у муравья (У муравья закрыта голова).
-Давайте ее откроем. Чью голову я открыла? (Муравьиную);
• Пищит над ухом он всю ночь И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар! Писклявый, маленький (Комар)
-Что закрыто у комара? (У комара закрыта грудь.)
-Давайте ее откроем. Чью грудь я открыла? (Комариную).
• Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила, А зовут ее. (пчела).
-Что закрыто у пчелы? (У пчелы закрыто брюшко)
-Давайте его откроем. Чье брюшко я открыла? (Пчелиное);
• У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза, Называют ее (стрекоза).
-Что закрыто у стрекозы? (У стрекозы закрыты лапки).
-Давайте их откроем. Чьи лапки я открыла? (Стрекозьи);
• Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (бабочка).
-Что закрыто у бабочки? (У бабочки закрыто одно крылышко)
-Давайте его откроем. Чье крылышко я открыла? (Бабочкино);
Одновременно с названием слова логопед снимает с фигурок насекомых бумажки, закрывающие часть тела.
VI. Игра «Четвертый лишний».
- Посмотрите, ребята, на этот «Волшебный сундучок» (показ).
Здесь задания от насекомых с нашего пенечка.
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
(Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые ползают.
Лишняя муха, потому что она вредная, а все остальные полезные).
VII. Согласование числительных с существительными в числе, падеже.
- Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит конверт.
На счет один – вы возьмете конверт, на счет два -откроете и достанете каждый свою картинку (дети выполняют задание).
Назовите по цепочке сколько и каких насекомых у каждого из вас. А так же скажите вред или пользу приносят ваши насекомые.
Логопед дает образец высказывания.
(У меня 7 комаров, они приносят вред человеку, так как больно кусают и могут переносить болезни)
VIII. Физминутка
- Мы немного устали. Встанем и отдохнем. (Дети выходят на ковер).
1. Шла сороконожка по сухой дорожке.
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.) - Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой, Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
5. И потопаю потом (дети топают ногами) - Ой, какой от лапок гром!
IX. Составление описательного рассказа насекомого по схеме.
- Ребята, пчелка предлагает вам составить рассказ о ней вот по этой схеме.
(один из детей выходит к схеме и составляет описательный рассказ)
(другой ребенок составляет рассказ по схеме о другом насекомом)
XI. Выкладывание фигурки бабочки из счетных палочек.
Логопед выставляет схематическое изображение бабочки. У вас на подносах коробочки со счетными палочками образец, по которому вы должны работать.
- Дети, достаньте из коробочек счетные палочки. Вам необходимо выложить бабочку.
Смотрите на образец (дети выполняют задание). Молодцы!
XII. Итог.
- Ну что ж, ребята, нам пора возвращаться домой.
Вы очень понравились нашей пчелке. На прощанье пчелке хочет вас кое-чем угостить. Как вы думаете чем? (медом). (угощение детей)
А теперь пора прощаться. Ребята попрощайтесь с пчелкой. (дети прощаются).