Ольга Вашукевич
Конспект коррекционного занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Путешествие к бабушке Забавушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционного занятия по познавательно-речевому развитию
Тема: «Путешествие к бабушке Забавушке»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по изученной лексической теме «Овощи».
Задачи:
Коррекционно - образовательные :
• активизировать и закреплять словарь по изученной теме;
• упражнять в употреблении существительных с уменьшительно- ласкательным значением;
Публикация «Конспект коррекционного занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Путешествие к бабушке Забавушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• учить составлять связные предложения, (дифференцированно - связный рассказ)
Коррекционно - развивающие :
• развивать навыки общения (учить слушать других, не перебивать, быть вежливыми в разговоре со старшими)
• развивать слуховое и зрительное внимание
• развивать умение управлять силой и высотой голоса
• развивать темпоритмическую сторону речи (синхронизировать произнесение слогов с хлопками)
Коррекционно - воспитательные :
• воспитывать уважение друг к другу и старшему поколению
• воспитывать интерес к речевой деятельности, активность и творчество.
Необходимое оборудование:
натуральные овощи (помидор, огурец, морковь, капуста, картофель);
картинки с изображением овощей;
домик, платок и фартук бабушке;
предметные картинки с изображением овощей.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Организационный момент: Ребята, к нам сегодня пришли гости – это педагоги из других детских садов. Давайте поздороваемся с ними (дети здороваются). Наши гости хотят узнать, умеете ли вы себя вести на занятиях, слушать старших. Они расскажут, как много вы знаете своим ребятам в детском саду. Будете стараться? Тогда начинаем, давайте поприветствуем друг друга.
Игра- приветствие «В колыбельке золотой ….спало солнце за горой, стало солнышко вставать наших деток привечать: Катя здесь и Максим здесь, и Вероника здесь, и Тимур здесь, и Вася здесь, и Ольга Николаевна здесь! Все здесь, все готовы заниматься.
II. Вводная часть
Дефектолог: (Дети сидят на стульчиках). Ребята, сегодня утром пришло письмо. Как узнать, от кого оно и что же в нем написано? (ответы детей) Да, ребята, верно, чтобы узнать, что вам пишут нужно уметь читать! Вы умеете? (ответы детей) Пока нет, но обязательно научитесь! А пока, давайте, я прочитаю: «Здравствуйте, мои внучата! В этом году лето было хорошим, теплым, солнечным и в меру дождливым и у меня вырос большой урожай овощей. Прошу вас, приезжайте ко мне в гости и помогите, пожалуйста, мне собрать урожай! Ваша бабушка Забавушка».
Дефектолог: Ребята, от кого же это письмо? (ответы детей) О чем она пишет? (ответы детей) Да, она пишет, что вырастила большой урожай овощей. Благодаря чему вырос большой урожай? (Ответы детей) ( при необходимости помочь: урожай вырос, так как летом было тепло, много солнца и поливал дождик). Это то, что нужно овощам, что бы расти, верно? А о чём же нас просит бабушка? Да, о помощи. Вы согласны помочь?
Ребята, а на чем можно поехать в гости к бабушке? (на машине, автобусе,
поезде). Как много разного транспорта вы знаете! А сейчас, угадайте, на чем мы все- таки поедем.
Загадка:
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Везет всех за собой…. (поезд)
Молодцы, быстро угадали загадку!
Фонетическое упражнение «Поезд гудит»
Дефектолог: Ребята, я слышу гудок поезда: показать вдох ТУ-УУУ (тихо). Он пока далеко, и его еле слышно. Покажите как он гудит вдалеке ( Дети произносят тихо: ТУ-УУУ). Повтори, Вася, поезд далеко, и его слышно. А теперь он все ближе и ближе, но еще не рядом с нами ( дети произносят: ТУ-УУУ). Повтори, Катя, как приближается поезд. А теперь совсем близко. ( Дети произносят громко: ТУ-УУУ). Повтори, Максим, гудок поезда совсем близко.
Давайте сконструируем из стульчиков поезд, займем места в вагончиках. Очень красиво показывал гудок поезда…., ты будешь машинистом тепловоза (приставляет стульчик оформленный как тепловоз! Поедем с песенкой, как мы едем к бабушке!
Ритмическая игра
Дефектолог и дети проговаривают и прохлопывают ритм стихотворения.
Лады, лады, ладушки
Едем в гости к бабушке,
К нашей милой бабушке,
К бабушке Забавушке.
Едут к ней ребятки,
Милые внучатки.
Бабушка- Забавушка :
Добрый день, а вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Вы письмо мое получили?
И в делах меня выручить решили?
Спасибо вам за такую отзывчивость.
Дефектолог: Наши ребята всегда готовы помочь пожилому человеку! Ребята, выходите из вагончиков.
Бабушка- Забавушка :
Урожай у меня уродился на славу. Прошу вас овощи собирать и прежде чем в корзинку сложить, этот овощ называть (дети называют овощи и складывают в корзинку). (садится на стульчик возле корзины и принимает правильные ответы детей. Урожая должно быть много)
Ну, внучата, спасибо вам! Я овощи с огорода очень люблю, а потому ласково их называю: у меня баклажан - баклажанчик, а патиссон – патисончик. А вы умеете ласково называть овощи? А вот я сейчас проверю: я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы мне обратно мяч и слово ласковое.
Игра с мячом на развитие умения называть слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
Бабушка бросает детям мяч и называет овощи: огурец- огурчик, помидор- помидорчик, морковь – морковка, лук- лучок, капуста - капусточка. Ребята, а сейчас давайте вспомним где растут овощи и то же назовем ласково? (огород- …огородик, грядка-… грядочка).
Бабушка Забавушка : А у меня-то не огород, а огородище, не грядка, а грядище (показывает руками). Ой, спина, моя спина! Как болит-то она!
Дефектолог: Бабушка Забавушка, какая вы трудолюбивая! Все работаете и работаете, вот спина то и разболелась. Сейчас мы с ребятами вам спину помассируем.
Пальчиковая гимнастика с взаимомассажем «Капуста»
Дефектолог предлагает детям встать друг за другом и положить руки друг другу на спину, бабушка встает впереди, дефектолог сзади. Дети выполняют движения и произносят слова: (между строчками - паузы, чтобы проделать движения)
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем,
Сок капустный пьем, пьем.
Бабушка Забавушка : Ребята, как мне понравился ваш массаж! Спина больше не болит.
Спасибо вам!
Упражнение на развитие связной речи :
Дефектолог Молодцы наши ребята! Сегодня мы с вами разные овощи видели, вы, наверное, захотите дома родителям рассказать об этом. Чтобы ваш рассказ об овощах получился красивым, мы с вами сейчас потренируемся. Катя уже может составлять рассказ сама, поэтому тебе, Катя, приготовлена схема и карточка, иди готовься (идет за отдельный стол)
А мы с вами будем подбирать красивые слова про овощи:
• Это огурец. Он какой? (ответы детей). Да, это огурец, он длинный, зеленый, хрустящий. …Повтори все предложение.
• Это помидор. Он какой? Скажи полным предложением.
• Что это? … Какая она? Да, это морковь, она треугольная, оранжевая, сладкая.
• Кто сможет дальше сам сказать полное предложение (показывает картинку лук, капуста)
Ребята, а сейчас мы послушаем Катин рассказ (Катя выходит и рассказывает по схеме). Понравился вам рассказ? Чем понравился? Спасибо, Катя.
Игра на развитие сенсорных анализаторов (обоняния и вкуса) :
Бабушка Забавушка : Внучатки, мои, а мне то как ваши рассказы понравились. Я и заслушалась, да и позабыла, что гостей принято угощать. Посмотрите, что я приготовила для вас (показывает одну на палочке, иначе нет смысла говорить посмотрите, так как под салфеткой) сюрпризный момент -овощи под салфеткой). Я сейчас вас буду угощать, а вы с закрытыми глазками, на вкус должны угадать чем вас я угостила. Молодцы! Все угадали! Было вкусно? А я вам скажу, что это еще и очень полезно для нашего организма, кушайте много овощей и будете крепкими и здоровыми.
Дефектолог: Ребята, а ведь нам в столовой тоже всегда дают салаты из овощей, но не все из вас их съедают. Так вот запомните, что бабушка нам сказала и всегда доедайте все, что положено в вашей тарелке!
III. Итог занятия.
Кстати, ребята, по-моему мы загостились. Пора нам возвращаться обратно в группу.
Понравилось ли вам у Забавушки в гостях?
Наше путешествие сегодня было полезным? Почему?
Чему вы научились?
Что скажем бабушке на прощание? (ответы детей).