Наталья Макарова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план-схему, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания
Задачи:
Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительным, использовать глаголы, прилагательные, составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых, использовать в речи предлоги около, по, под, на, над.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : развивать словообразование и словоизменение, расширять и активизировать словарь по теме, развивать память, внимание
Воспитательные: воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок с изображением насекомых с помощью электронной презентации, чтение произведений с героями насекомыми, наблюдение на прогулке, создание
Материал:
демонстрационный: картинки с изображением насекомых, большая картина на фигурки насекомых; план – схема
Методические приё мы: организационный момент, проблемная ситуация, дидактические игры «Четвёртый лишний», «Угадай, кто», «Назови ласково», «Один – много», «Подбери признаки», «Сосчитай», физ. минутка, чистоговорки, развивающие игры «Скажи одним словом», «Назови части тела насекомых», «Кто где находится?», «Кого не стало?», итог.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята давайте немного поиграем. Раз, два, три в круг скорей иди
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает мячик.
Воспитатель: Ребята как вы думаете оком мы сегодня с вами будем разговаривать
Ответ детей:
Воспитатель: правильно о насекомых, давайте присядем и продолжим наш разговор.
Воспитатель: Показывает презентацию «насекомые» и комментирует каждый слайд.
Слайд №2
Муравьи относятся к общественным насекомым. Они живут семьями в больших муравейниках, а население одного муравейника иногда такое, как население небольшого городка.
Давайте внимательно рассмотрим картинку, на которой изображен муравей. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Посчитайте, сколько лапок у муравья? (Ответы детей.) Обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.
Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если на даче вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.
Слайд №3
Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) Вы правы, муравьи живут в муравейниках (показ картинки). А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.) На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.
(В конце беседы можно обсудить, что ребята, узнали сегодня нового про муравьев, чего они еще не знали)
Слайд №4
У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Такая окраска называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомое с такой окраской несъедобное.
Слайд №5
Но божьи коровки бывают и других цветов: желтые, черные синие и голубые и даже зеленые. А на спинках могут быть не только точки, но и полоски или другие узоры.
У божьей коровки есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневатые полупрозрачные подкрылья.
Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать на большие расстояния.
Она питается червями, паутинными клещами, личинками жуков-листоедов. А основная их еда – тля. Как выдумаете божья коровка - полезный жук?
Божья коровка приносит большую пользу для сельского хозяйства. Она поедает насекомых на растениях.
Слайд №6
А как вы думаете, где живет божья коровка зимой?
Они прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. Люди давно уже заметили: если божья коровка зарывается в землю поглубже, то зима ожидается спешной и суровой. А если прячется в сухих листьях – мягкой, с оттепелью.
Слайд №7
Пчела – это насекомое. Пчела маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полосы. Все тело покрыто многочисленными волосками. У пчелы есть крылья и 6 ног. На голове: глаза, усики и хоботок. Питается пчела нектаром с цветов.
Слайд №8
Пчелы живут семьями. Дикие пчелы строят гнезда – соты в дуплах деревьев. А пчелы, которых разводит человек для получения меда, живут в ульях. Пчела – самка откладывает яйца. Зимуют пчелы в своих домиках.
Слайд №9
На зиму они делают запасы пищи: мед, нектар. Пчелы очень полезны. Врачи используют пчелиный яд для лечения больных. Пчелы нужны для опыления растений
Слайд №10
Брюшко насекомых вытянутое и тонкое, округлой формы, у некоторых видов стрекоз оно может быть плоским и широким.
У стрекоз 2 пары крыльев. Крылья стрекозы в зависимости от вида могут быть одинаковыми или различаться по размерам. Их максимальный размах достигает 18 см. При полете стрекозы используют 2 пары крыльев, причем каждое крыло может двигаться независимо друг от друга, что дает им возможность свободно маневрировать в воздухе. Максимальная скорость стрекозы равняется 57 км/ч, а средняя скорость превышает 30. км/ч.
Слайд №11
А глаза у стрекозы всем глазам глаза. Они у нее огромные, чуть ли не во всю голову и видят во все стороны. У стрекозы глаз состоит из множества маленьких глазков, каждый из которых может посмотреть туда, куда захочет.
Слайд №12
Охотятся стрекозы в воздухе: летают, потрескивая крыльями, и держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В них-то и попадают незадачливые жертвы. За час стрекоза может съесть 40 комнатных мух и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью, а если никого нет, то начинает хватать тех стрекоз что помельче и послабее. За прожорство как только не зовут стрекоз – «летающие акулы», «воздушные пираты». Одним словом, стрекоза хищник ловкий, сильный и очень глазастый.
Слайд №13
В холода и непогоду стрекозы, как и многие насекомые, как-бы замирают, сидят вялые где-нибудь в укромных местах. Не нравится им и когда слишком жарко.
Воспитатель: Ребята давайте еще немного поиграем.
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).
Ход игры: Дети описывают любое насекомое в следующем порядке : величина, цвет, части тела (сколько, как передвигается. Водящий по описанию должен узнать насекомое.
Воспитатель: Молодцы ребята давайте теперь вернемся на места. Давайте теперь вы попробуете составить описательный рассказ о насекомом. А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать). Слайд №14
Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека).
Воспитатель: А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
- Какие насекомые уселись на ромашку?
- Давайте расскажем, кто где находится?
И поиграем в игру «Закончи предложение». Слайд№15
• Муравей сидит около (цветка)
• Божья коровка ползёт по… (листу)
• Шмель спрятался под (листом)
• Гусеница сидит на… (цветке)
• Бабочка порхает над (цветком)
• Жук сидит под (цветком)
• Стрекоза летает около (цветка)
Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы мы с вами, ребята, со всеми заданиями справились, насекомых своих освободили, посмотрите, вот они.
Воспитатель: За вашу сообразительность и знания, насекомые сделали для вас подарки.