Ирина Федорова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды — какая она» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- систематизировать представления детей о воде, ее свойствах: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса
- формировать представления детей о важности воды для всего живого на планете
- совершенствовать умение делать выводы в процессе экспериментирования.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности
- развивать логическое мышление, наблюдательность, слуховое внимание и память, творческое воображение
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Удивительные свойства воды — какая она“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- развивать связную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к воде
- воспитывать любознательность, интерес к природе, ее явлениям.
Материалы и оборудование:
- стаканчики с кипяченой водой, стаканчики с молоком, пустые стаканчики, блюдца, ложки, розетки с солью и сахаром, лимон
- глобус, демонстрационная картинка - Капелька, маленькие карточки с Капелькой на каждого
- 2 обруча.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришла Капелька. (на экране появляется Капелька). Она хочет, чтобы вы как можно больше узнали о ней. Капелька приглашает вас побывать в волшебной лаборатории, где мы с вами будем проводить исследования с водой и выясним ее свойства. Для этого вам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Влево - вправо повернись, в ученого превратись!»
- Ребята, послушайте стихотворение (Н. Рыжова)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране…
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить…
Нам сопутствует всегда
Наша спутница – вода!
Воспитатель: Наша Капелька является маленькой частицей воды. Вода – это жидкость, ее можно налить в кастрюлю, чашку, бутылку, вазу, ванну, вылить и перелить в любой сосуд. Наша Капелька предлагает проверить это.
- У вас на столах – стаканчики с водой и блюдечки. Попробуйте медленно лить воду на блюдечко. Что происходит с водой? (она льется и растекается)
- Верно, вода течет струйкой и растекается по блюдечку. Значит она какая? (текучая)
- Ребята, а как вы думаете, если бы вода не была бы такой жидкой, она смогла бы течь в ручейках, реках, из водопроводного крана? (не могла)
- Какой вывод мы сделаем из этого опыта? (вода жидкая, текучая.)
Воспитатель: Ребята, Капелька хочет узнать, имеет ли цвет чистая вода? (нет)
Проведем следующий опыт. У вас на столе два стаканчика: один с молоком, другой с водой. Как вы думаете, в каком из них видна будет ложка: в стаканчике с молоком или с водой? (ответы детей)
Капелька предлагает вам проверить это.
- Опустите ложку в стакан с молоком. Мы видим ложку? (нет)
- А теперь опустите ложку в стаканчик с водой. Мы видим ложку? (да)
- Как вы думаете, почему в чистой воде видна ложка, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная) Что означает «прозрачная»? (ответы детей)
- Ребята, а грязная вода прозрачная? (нет)
- Посмотрите, в чистой воде – много пузырьков, она дышит. Про такую говорят - «живая вода», а про мутную, грязную воду говорят, что она – «мертвая». Скажите, могли бы жить рыбы или животные в молочной реке? (нет)
- Какой бы предмет мы не опустим в чистую воду, он будет виден. Значит, какой мы сможем сделать вывод из этого опыта? (чистая вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная).
Мы с вами узнали еще одно свойство воды.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у чистой воды есть запах? Капелька предлагает понюхать и сказать, чем пахнет вода.
- Что скажете о запахе воды? (Вода ничем не пахнет)
Сейчас я накапаю в ваши стаканчики с водой по несколько капель вещества. Чем пахнет? (лимоном)
- Как вы думаете, почему вода приобрела запах лимона? (лимон имеет свой запах.) Изменится запах воды, если положить немного кофе? (да) Почему? (ответы детей)
- Какой можно сделать вывод о воде? (У чистой воды нет запаха, но, если в нее добавить какое-либо вещество, то появится запах этого вещества.)
Воспитатель: Человек во время сильной жажды с наслаждением пьет воду, а чтобы выразить свое удовольствие часто говорит: «Какая вода вкусная!», хотя на самом деле не ощущает вкуса.
- Ребята, а вы, как думаете, есть ли вкус у воды? (предположения детей)
Капелька предлагает узнать вам это. В ваших стаканчиках - чистая кипяченая вода, попробуйте ее. Какова она на вкус? (вода безвкусная)
- Как мы можем изменить вкус воды? (ответы детей)
- Добавьте в воду сахар и размешайте. Вы видите сахар? (нет) Куда он делся? (сахар растворился) Теперь попробуйте, вкус изменился? (да).
- Каким стал вкус воды? (сладким)
- В рядом стоящий стаканчик с чистой водой положим немного соли и перемешаем…
- Вы видите соль? (нет) Куда она делась? (соль растворилась)
- Пробуем, каким стал вкус воды? (соленым)
- Какой вывод сделаем? (у чистой воды нет вкуса, но его можно изменить, если в нее добавить какое-либо вещество, то появится вкус этого вещества.) Мы узнали о еще одном свойстве воды.
Воспитатель: Ребята, Капелька предлагает вам немного отдохнуть.
Физкультминутка (выполнение движений по содержанию текста)
Мы капельки веселые
Играть сейчас хотим. (ходьба по кругу)
Попрыгаем, побегаем, (прыжки и бег врассыпную)
И радостно шумим.
Побежали по стене (бег на месте)
И исчезли все в ручье. (взялись за руки и двигаются, изображая ручеек)
1,2,3,4,5 - Будем капельки искать.
Ручеек впадает в речку,
Ну а речка в море, море в океан. (дети встают в круг, расширяя его)
Воспитатель: Наша планета Земля – это планета воды. Посмотрите на глобус, какой цвет преобладает? (голубой, синий) Недаром Землю называют голубой планетой. Без воды нет жизни на земле.
- Для чего необходима вода? (ответы детей)
- Без воды все живое погибнет, ведь вода – это живительная сила, источник жизни. Человеку вода необходима, чтобы готовить еду, умываться, стирать белье, поддерживать свое тело в чистоте и порядке. Растениям вода нужна, они ее «пьют», иначе они засохнут и погибнут. Животным и птицам также нужна вода. Ни одно живое существо не сможет прожить без воды.
- Давайте представим, что произойдет, если вдруг вода исчезнет с нашей планеты? (предположения детей)
Воспитатель: Ребята, Капелька предлагает поиграть с ней в игру «Кому нужна вода?» На экране разные картинки. Дети выбирают с Капелькой картинки, с изображением объектов природы, которым необходима вода (люди, растения, животные, птицы, насекомые, рыбы).
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Вода – это бесценный дар, чудо и богатство природы! Кто хоть раз купался в море, пробовал морскую воду, знает, что она соленая. Большая часть воды на планете соленая, она не пригодна для питья. А воды пригодной для питья становится все меньше, поэтому чистую воду нужно беречь, охранять и разумно использовать. Это зависит и от вас тоже.
- Ребята, мы сможем сберечь воду на планете? Как мы можем помочь? (не засорять реки, водоемы, закрывать кран, чтобы вода не лилась зря.)
Воспитатель: Наше путешествие с Капелькой подошло к концу, пора возвращаться. Для этого мы закрываем глаза и произносим волшебные слова «Влево – вправо повернись и в детишек превратись!»
- Вот мы снова в садике! Понравилось заниматься в волшебной лаборатории?. Сколько же всего удивительного и познавательного мы узнали сегодня с Капелькой!
- Напомните, Капельке, что интересного мы узнали о воде? ….
- Какой опыт понравился больше всего, и вы обязательно расскажите о нем дома?
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Капелькой, ей надо спешить в путь, на память она оставляет вам своих подружек – маленьких капелек.
Использованная литература
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2021
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - 2изд. испр. - М. :ТЦ "Сфера", 2013
3. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез. 2020
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. - СПб "Детство-Пресс" 2021