Алла Иванова
Конспект НОД по экспериментированию для старших дошкольников «Земля — какая она?»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД - Экспериментирование для старших дошкольников
по теме: «Земля – какая она?»
Подготовила и провела воспитатель:
Иванова Алла Геннадьевна
Задачи: Учить устанавливать и понимать причинно – следственные связи; Продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира с помощью эксперимента; Продолжать знакомить с глобусом, его назначением и историей; Воспитывать интерес и уважение к людям – первооткрывателям; Формировать представления детей о том что в почве есть воздух, из чего состоит земля, какая земля сухая и какая мокрая.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию для старших дошкольников „Земля — какая она?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал и оборудование: глобус, иллюстрации, мячи, фломастеры, прозрачные стаканчики, земля, лупы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята а вы знаете, что мы живём на планете….Земля. А знаете ли вы, какая она, наша планета? Какой она формы?
Ответы детей.
Воспитатель: В древности люди по-разному представляли, как выглядит наша земля. Одни считали, что она огромная и плоская, как блин, или как тарелка, которая держится на трёх китах. В древней Индии люди представляли, что в огромном море из молока плавает огромная черепаха. На её спине стоят четыре слона, которые на своих могучих спинах держат Землю, плоскую как блин.
(рассказ сопровождается показом иллюстраций)
Многие мореходы недоумевали: ведь если Земля плоская, то на ней сразу всё должно быть видно. Значит, скорее она напоминает горбушку. Так и решили мореплаватели считать Землю горбатой, похожей на половинку яблока или апельсина, который лежит в блюдце с водой. Вода – море, а небо над ней, будто колпак.
Находились смельчаки, которые мечтали добраться до края Земли и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.
Те люди, которые путешествовали пешком или верхом на лошади, добирались рано или поздно до большой воды – моря или океана. Они считали, что их путешествие закончено: вот он, край земли, и ничего, кроме воды,дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в том, что, отправляясь в путь из какого – то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему – то возвращаются туда, откуда начали своё путешествие. «Почему же так происходит?» - задумались люди. А как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Эксперимент :
Сейчас мы с вами превратимся в настоящих путешественников. Согласны?
Берём в руки мячи и фломастеры. Теперь представьте, что вы путешественники, и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставим туда кончик фломастера. Теперь наш путь пойдёт всё время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Фломастер нужно двигать аккуратно, в одном направлении. Если вы не спешили, всё сделали правильно, то где вы оказались? (Ответы детей) Правильно! В той точке, откуда начали свой путь.
Какой же вывод могли сделать путешественники, вернувшись после длительного путешествия в то же место, откуда начали свой путь? (Ответы детей) Правильно! Что Земля – это шар.
А теперь отгадайте мою загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: Глобус.
Правильно, ребята, это глобус. (Воспитатель с детьми рассматривают глобус)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в понимании слова «Земля» что можно ещё себе представить?
Предполагаемые ответы детей. (Землёй может быть почва, в которую можно посадить растение т. д.).
Давайте с вами пройдём в нашу мини - лабораторию и проведём эксперимент с почвой (землёй).
ОПЫТЫ С ЗЕМЛЁЙ
Опыт №1. «Из чего состоит земля»
Цель: предложить детям рассмотреть в лупу землю, и сказать какая она.
Установить, что она состоит из мелких частичек разных по форме и размеру.
Частички плотно не соединены друг с другом. Если взять землю в руки, то она не держит своей формы и рассыпается на комочки. Земля бывает в основном чёрного или тёмно-серого цвета.
Опыт №2. «Земля сухая и мокрая»
Цель: вспомнить с детьми, как пропускали воду сквозь землю.
Намочить землю и сравнить её с сухой. Мокрая земля изменила цвета – стала темнее. Если сухую землю можно стряхнуть с руки, то мокрая почва прилипает к пальцам и при попытке стряхнуть её – размазывается. Сухая земля рассыпается в руках, а мокрая – становится липкой, её частички склеиваются в один комок. Приучать детей вести самостоятельные наблюдения.
Опыт №3. «Есть ли в земле воздух»
Цель: Показать, что в почве есть воздух.
Содержание опыта:
Напомнить о том, что в Подземном царстве – почве- обитают много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки, и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух.
Отпустить в прозрачный стакан с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребёнок повторяет опыт самостоятельно рассматривая землю в воде через лупу. Далее делают соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня были настоящими путешественниками, исследователями, а в чём же вы убедились, проведя наш эксперимент с шарами и почвой? (Что Земля имеет форму шара; что она состоит из мелких частичек разных по форме и размеру; Если сухую землю можно стряхнуть с руки, то мокрая почва прилипает к пальцам и при попытке стряхнуть её – размазывается; В почве есть воздух).