Светлана Бондарева
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Задачи образовательные:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах,
- учить самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы из результатов этой проверки,
- учить делать обобщения;
- активизировать речевую деятельность детей.
Задачи развивающие:
Публикация «Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами воздуха, любознательность, логическое мышление.
- развивать коммуникативные навыки.
Задачи воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим,
- воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование и материалы: воздушные шарики, мячик, надувной баллон, вертушки, баночка с мыльными пузырями, веер, целлофановые или бумажные пакетики, соломинка, стаканы с водой, мелкие предметы (пуговицы, скрепки, и пр.)
Ход занятия:
– Ребята, отгадайте загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
– Правильно, ребята, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и как настоящие ученые будем его исследовать
Картинка с изображением планеты Земля.
– Ребята, это наша планета Земля. Она окружена со всех сторон толстой оболочкой из воздуха. Она называется атмосферой. Ребята, представляете, что если бы ее не было, - не было бы и всего живого на планете. Атмосфера защищает нас от палящих лучей Солнца днем и от космического холода- ночью.
– Ребята, а кто из вас видел когда- нибудь воздух?
Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вы в этом убедитесь сами. Приступим к опытам.
Опыт 1. Как обнаружить воздух?
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок) .
Опыт 2. Опыт с пакетиками.
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Попробуйте.
Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы.
Ребята, как Вы думаете: внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, батут, шины у велосипеда, мотоцикла и автомобилей, надувная лодка, спасательный круг, шарики и т. д.)
-Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?
–Человеку очень важно правильно дышать, то есть через нос. А почему именно так? (ответы детей)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. То есть поступает в легкие полезный воздух, уже теплый и очищенный.
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко (медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
-А теперь, ребята, я приглашаю вас сесть за столы и продолжить наши опыты.
Сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
-Не толкай соседа во время работы.
-Сначала посмотри, потом повтори.
-Выполнил, на место положи.
-Будь осторожен!
Опыт 3. Опыт с соломинкой.
–А сейчас я вам покажу, как еще можно увидеть воздух! Возьмите соломку и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками (это воздух)
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
Продемонстрировать, как надуваются мыльные пузыри.
Делаем вывод.
Опыт 4. Воздух везде.
У каждого воспитанника на столах лежат небольшие предметы (пуговица, кусок поролона, скрепка и пр.)
– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
Теперь давайте, посмотрим так ли это опытным путём.
– Опустим эти предметы в воду и внимательно пронаблюдаем, что произойдет? Что вы видите (пузырьки)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Проводится игра «Узнай по запаху».
В маленькие ёмкости размещены разные вещества, имеющие специфические запахи (кофе, чеснок, апельсин, и пр.) Воспитатель открывает их. Дети пытаются отгадать по запаху, что внутри.
Подведем итоги. Что вы сегодня узнали о воздухе?
Ребята отвечают: воздух повсюду, он прозрачный (невидимый, бесцветный, без вкуса, без запаха.
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продемонстрировать как можно играть с игрушкой- вертушкой. А какие вы знаете еще игрушки, с которыми можно поиграть с воздухом? (воздушный змей, мыльные пузыри и пр.)
Мы с вами сегодня узнали много интересного о воздухе и его свойствах опытным путём. Вы хорошо поработали! Спасибо вам ребята за занятие!