Татьяна Манаева
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Зачем растению корень?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с комнатными растениями. Систематизировать знания детей о внешнем строении растений.
Задачи:
1. Создать радостную атмосферу встречи с прекрасным.
2. Знакомить детей со строением растения. Познакомить с таким органом растения, как корень.
3. Развивать умение делать выводы из экспериментальной деятельности, рисовать комнатное растение.
4. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любознательность, наблюдательность.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, экспериментальная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности : ответы на вопросы, игры с дидактическим материалом, подвижные игры, рисование.
Оборудование и материалы: комнатные растения с разнообразными листьями, стеблями, цветами, несколько стаканчиков, где находится в воде герань с корнями, карточки с нарисованными частями растения, альбомные листы и цветные карандаши для рисования.
Методические приё мы: создание игровой ситуации, экологическая сказка (инсценировка, дидактическая игра, сюрпризный момент, физкультминутка.
Предварительная работа: наблюдение за ростом корня герани, чтение стихов, отгадывание загадок о комнатных растениях, беседа о разнообразии цветочного мира, о значении комнатных растений в жизни человека, рассматривание иллюстраций, уход за комнатными растениями, посадка и выращивание комнатных растений в уголке природы, художественное творчество – рисование комнатных растений в подарок малышам.
Ход деятельности
1. Экологическая сказка: «Путешествие Червячка" (инсценировка с участием детей группы) :
Ведущий: Жил-был маленький червячок. Жил он в земле. Там ему было хорошо, но скучно. И решил он выглянуть из-под земли и посмотреть, что же там, наверху.
Прорыл он отверстие и вдруг ему в глаза брызнул яркий свет. Сначала он испугался, остановился и осмотрелся. Недалеко сидел маленький красный жучок с чёрными точками.
Червячок: «Как тебя зовут?»
Божья коровка: «Я – Божья коровка, живу на этом растении, а ты откуда взялся?»
Червячок: «Я – Червячок, живу в почве. Вот захотел посмотреть, что тут наверху. А что это за палочка, которая идет вверх?»
Божья коровка: «Это – стебель. Поползли по нему, посмотрим, что там?»
Червячок: «Конечно! Мне очень интересно!»
Ведущий: Поползли они по стебельку растения. Перед ними открылась большая, гладкая, зелёная площадка. Она хорошо освещалась солнцем. На самом краю сидело большое, толстое, светло-зелёное существо и громко жевало.
Червячок: «Ой! Кто это! Нас сейчас тоже съедят! Давай скорее прятаться!»
Божья коровка: «Не бойся, это гусеница. Она питается только листьями, нас она есть не будет».
Червячок: «Это, значит, мы попали на лист? Какой он большой и зелёный! Посмотри, как много у растения листьев! Все они такие похожие. Только одни больше, другие – меньше. А что это вверху такое яркое?»
Божья коровка: «Это цветок, только я дальше не поползу, там очень жарко. Пока!»
Ведущий: Червячку было очень интересно посмотреть на прекрасный цветок, и он пополз выше по стеблю. В середине цветка сидел и шевелил лапками и усиками кто-то красивый, пушистый, полосатый.
Червячок: «Кто ты?»
Пчё лка: «Я – пчёлка. Сегодня очень жарко и я пью сладкий нектар».
Червячок: «Да, здесь красиво и интересно, но мне пора к себе в почву. Я там живу. Теперь я понимаю, зачем нужен корень, около которого я живу».
Пчё лка: «Я припасла немного мёда, может он тебе пригодится»
Червячок: «Спасибо, Пчёлка, до свидания».
2. Д/ игра: «Назови часть растения» : (Воспитатель показывает картинки с изображением частей растения, дети называют их. Необходимо обратить внимание на их разнообразие)
3. Значение корня в жизни растения : Воспитатель сообщает детям, что Червячок рассказал ей о том, зачем корень нужен для растения, а она расскажет это детям.
• Как выглядит корень? Воспитатель показывает стаканчик с традесканцией, которая пустила корни. Дети рассматривают: корень похож на толстую белую нитку. От основного (главного) корня отходят боковые корни, от которых отходят более мелкие корешки.
• Зачем нужны корни растению? Корни всасывают влагу и полезные вещества из почвы и таким образов обеспечивают растение питанием. Чем больше в почве питательных веществ, необходимых растению, тем быстрее растёт растение.
• Растут ли корни? Воспитатель предлагает самим сделать этот вывод. Но для этого придётся набраться терпения и понаблюдать несколько недель.
4. Экспериментальная деятельность.
Цель опыта: определить, растёт ли корень растения?
Ход опыта:
На прозрачном стакане дети отмечают маркером место, где заканчивается корень.
Через 1 неделю дети смотрят на корень и отмечают, что корень вырос, т. к. место, где он заканчивается, изменилось.
Наблюдения дети зарисовывают в дневниках наблюдений.
Вывод: корни растут, таким образом, увеличивается возможность растения впитывать больше питательных веществ и влаги. За счёт этого растение быстрее развивается и растёт.
5. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся (дети встали в кружок)
Больше спать не захотел (все взялись за руки)
Шевельнулся, потянулся, (подняли руки вверх – потянулись)
Взвился вверх и полетел. (машут руками, как крыльями, бегут на
места) (Бабочка)
6. Продуктивно-творческая деятельность : (нарисовать любимое комнатное растение)
Заключительная часть:
7. Викторина: «Как ухаживать за комнатными растениями?»
• Что нужно, чтобы комнатное растение хорошо росло? (свет, тепло, почва, полив).
• Как правильно поливать растение? (из лейки водой комнатной температуры под корень)
• Понравится ли комнатному растению, что у него запылились листья? (нет, через устьица в листьях растение дышит, поэтому надо регулярно мыть растение или протирать листья).
• Как надо мыть комнатное растение? (поставить под душ)
• Но, если растение очень большое, как надо поступить? (можно листья протереть влажной тканью на месте).
(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. При подведении итогов викторины призы получают те дети, которые больше всех набрали фишек за 1 место, 2 место и 3 место.)
8. Сюрпризный момент: Слышится стук в дверь, появляется Червячок.
Воспитатель предлагает подарить ему свои рисунки, чтобы он изучал комнатные растения, мог отличить их друг от друга.
Червячок: (принёс детям мёд, который ему подарила пчёлка) «Вы, ребята, хорошо сегодня работали на занятии, я вам принёс подарок». Воспитатель предлагает поблагодарить Червячка и подарить ему рисунки комнатных растений, чтобы он изучал их, мог отличить друг от друга. Дети приглашают гостя пить с ними чай. Рассматривание рисунков, которые нарисовали дети.