Папки-передвижки

Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми

Елена Ушманова
Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

воспитателя I категории МБДОУ детский сад N2 16 «Солнышко» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области

Ушмановой Елены Юрьевны

2018 г.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Публикация «Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми» размещена в разделах

(В. А. Сухомлинский)

Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых: родителей, воспитателей.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Я очень глубоко занимаюсь со своими детьми опытно-экспериментальной деятельностью.

Психологами и педагогами (Л. С. Выготский, Н. Н. Поддьяков) доказано, что детям первых семи лет жизни свойственно наглядно - действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям при ознакомлении ребенка с окружающим миром.

Дошкольник сам по себе уже является исследователем, живо интересуясь различного рода деятельностью. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой - овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя опыты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А. И. Савенков).

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребенком различны, то сам принцип познания остается одним и тем же - ребенок, как и взрослый, познает окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Все это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому для меня было очень важно вовлечь родителей в эту работу и развивать с ними партнерские отношения.

Вообще, в своей работе с родителями я использую различные формы взаимодействия : информационно-аналитические, досуговые, познавательные.

Но, чтобы привлечь родителей к совместной работе по теме «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» я использовала наглядно-информационные формы взаимодействия. Данные формы общения помогают мне решить задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях группы и дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить мою деятельность как педагога, а родителям пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.

В их использовании стараюсь соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. На мой взгляд, главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в группе и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.

В своей работе с родителями по теме «Опытно-экспериментальная деятельность» я определила для себя следующие задачи:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

По моему мнению, наглядные формы общения наиболее полно выполняют задачи ознакомления родителей методами и приемами поисково-исследовательской деятельности детей, оказывают им помощь в решении возникающих проблем, поэтому мне часто приходиться выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Уголок для родителей. Форма работы через родительские уголки является традиционной. В нем помещаю практический материал по теме, конкретные игры, в которые можно поиграть с ребенком, советы. Например, советы «Как помочь маленькому исследователю», «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Игры, в которых используются результаты экспериментирования «Секретное письмо» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать над паром, «Цветные сигналы» (игры со светом, «Чудесный мешочек», «Лыжные гонки» и др. Картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Все материалы соответствуют уровню общего развития детей. Родительский уголок, оформленный с помощью предложенных материалов, помог привлечь внимание родителей моей группы.

Выставки детских работ. Их цель - демонстрация родителям успехов детей. Например, «Мыло своими руками», «Вот, что я могу» и др.

«Информационные листы». Они несут в себе следующую информацию :

• объявления о собраниях, событиях;

• просьбы о помощи;

• благодарность добровольным помощникам и т. д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) выполнения каких-либо действий: «Как правильно выполнять опыты», «Мой ребенок исследователь» и т. д.

Папки-передвижки. «Полезные ископаемые города Искитима», «Чем и как занять ребенка дома» и т. д. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, беседуем о прочитанном, отвечаю на возникшие вопросы, выслушиваю предложения.

Совместное создание предметно-развивающей среды. Так, например, родители помогли создать лабораторию в группе. Они вместе с детьми собирали различные предметы, экспонаты во время прогулок, поездок, на даче, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Фотовыставки: «Мы такие разные», «Чем я занимаюсь в детском саду», «Папа, мама, я - исследовательская семья», «Я - фокусник» и др.

Наглядно-информационные технологии, используемые в работе с родителями при организации опытно-экспериментальной деятельности, способствовали достижению следующих результатов:

1) повысилась педагогическая компетентность в вопросах организации и проведения исследовательской деятельности;

2) повысилась вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс;

3) появились заинтересованность и участие в предлагаемых формах работ.

Семья и ДОУ - два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков и мир, который он создает вокруг себя.

Формы работы с родителями в детском саду могут быть самыми разнообразными. Но все они должны преследовать цель - помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты.

Публикации по теме:

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Конспект НОД по организации поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Поможем сказочным героям»Конспект НОД по организации поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Поможем сказочным героям» Программные задачи. Воспитательные задачи: воспитывать у детей сотрудничество, чувство взаимопомощи, культуру совместного взаимодействия;.

Конспект ООД с детьми по поисково-исследовательской деятельности «На помощь Лунтику» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по поисково – исследовательской деятельности Тема: «На помощь Лунтику». Цель:.

Конспект ООД с детьми старшей группы по поисково-исследовательской деятельности «Осень золотая» Конспект ООД с детьми старшей группы по поисково-исследовательской деятельности «Осень золотая» Цель: создание социальной ситуации развития.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Кандакова Нина Александровна Воспитатель первой квалификационной категории муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. А. П. Усова.

Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Цель мастер-класса.

Мастер-класс по поисково-исследовательской деятельности с педагогами Мастер-класс по поисково-исследовательской деятельности с педагогами. Звучит музыка из передачи «Жить здорово» Воспитатель: Доброе утро.

Перспективный план работы по организации поисково-исследовательской деятельности с помощью метода маленьких человечков Дата Тема занятия Цели Методы Оборудование Сентябрь 1 Что могут глаза Осознание ребёнком возможностей зрительного анализатора по признакам.

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»Воспитатель МБДОУ д/с№10 «Мишутка» Жигалова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 06:13
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ушманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД