Елена Ушманова
Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
воспитателя I категории МБДОУ детский сад N2 16 «Солнышко» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области
Ушмановой Елены Юрьевны
2018 г.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Публикация «Роль наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
(В. А. Сухомлинский)
Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых: родителей, воспитателей.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Я очень глубоко занимаюсь со своими детьми опытно-экспериментальной деятельностью.
Психологами и педагогами (Л. С. Выготский, Н. Н. Поддьяков) доказано, что детям первых семи лет жизни свойственно наглядно - действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям при ознакомлении ребенка с окружающим миром.
Дошкольник сам по себе уже является исследователем, живо интересуясь различного рода деятельностью. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой - овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя опыты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А. И. Савенков).
Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребенком различны, то сам принцип познания остается одним и тем же - ребенок, как и взрослый, познает окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Все это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому для меня было очень важно вовлечь родителей в эту работу и развивать с ними партнерские отношения.
Вообще, в своей работе с родителями я использую различные формы взаимодействия : информационно-аналитические, досуговые, познавательные.
Но, чтобы привлечь родителей к совместной работе по теме «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» я использовала наглядно-информационные формы взаимодействия. Данные формы общения помогают мне решить задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях группы и дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить мою деятельность как педагога, а родителям пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.
В их использовании стараюсь соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. На мой взгляд, главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в группе и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.
В своей работе с родителями по теме «Опытно-экспериментальная деятельность» я определила для себя следующие задачи:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
По моему мнению, наглядные формы общения наиболее полно выполняют задачи ознакомления родителей методами и приемами поисково-исследовательской деятельности детей, оказывают им помощь в решении возникающих проблем, поэтому мне часто приходиться выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Уголок для родителей. Форма работы через родительские уголки является традиционной. В нем помещаю практический материал по теме, конкретные игры, в которые можно поиграть с ребенком, советы. Например, советы «Как помочь маленькому исследователю», «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Игры, в которых используются результаты экспериментирования «Секретное письмо» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать над паром, «Цветные сигналы» (игры со светом, «Чудесный мешочек», «Лыжные гонки» и др. Картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Все материалы соответствуют уровню общего развития детей. Родительский уголок, оформленный с помощью предложенных материалов, помог привлечь внимание родителей моей группы.
Выставки детских работ. Их цель - демонстрация родителям успехов детей. Например, «Мыло своими руками», «Вот, что я могу» и др.
«Информационные листы». Они несут в себе следующую информацию :
• объявления о собраниях, событиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т. д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) выполнения каких-либо действий: «Как правильно выполнять опыты», «Мой ребенок исследователь» и т. д.
Папки-передвижки. «Полезные ископаемые города Искитима», «Чем и как занять ребенка дома» и т. д. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, беседуем о прочитанном, отвечаю на возникшие вопросы, выслушиваю предложения.
Совместное создание предметно-развивающей среды. Так, например, родители помогли создать лабораторию в группе. Они вместе с детьми собирали различные предметы, экспонаты во время прогулок, поездок, на даче, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Фотовыставки: «Мы такие разные», «Чем я занимаюсь в детском саду», «Папа, мама, я - исследовательская семья», «Я - фокусник» и др.
Наглядно-информационные технологии, используемые в работе с родителями при организации опытно-экспериментальной деятельности, способствовали достижению следующих результатов:
1) повысилась педагогическая компетентность в вопросах организации и проведения исследовательской деятельности;
2) повысилась вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс;
3) появились заинтересованность и участие в предлагаемых формах работ.
Семья и ДОУ - два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков и мир, который он создает вокруг себя.
Формы работы с родителями в детском саду могут быть самыми разнообразными. Но все они должны преследовать цель - помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты.