Татьяна Шавдина
Организация познавательно-исследовательской деятельности среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема: «Организация познавательно-исследовательской деятельности среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО». воспитатель МБДОУ№299 «Росинка». Шавдина Татьяна Александровна.
2. В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Актуальность - детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
3. Цель современного образования – развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
В процессе формирования у детей среднего возраста познавательно – исследовательских умений педагог решает, в первую очередь, следующие задачи:
- Обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.
- Формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
Для детей среднего возраста характерен такой тип исследования, как опыты с воздухом, с водой, с песком и глиной, с магнитом.
Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
5. Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.
В нашей группе мы создали уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. Лаборатория реализует следующие типы экспериментов:
1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
6. Опыт «Солнечные зайчики», целью эксперимента было дать детям представление о том, что солнце является источником тепла и света. В ходе эксперимента ребята убедились, что не все предметы одинаково быстро нагреваются, темные предметы нагреваются сильнее, чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.
7. Опыты «Песочный город» и «Волшебница вода», целью первого опыта было выделить свойства песка, сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить. Задачей второго опыта было выявление свойств воды (жидкое, прозрачное, без запаха).
8. Опыт «Воздух-невидимка», в этом опыте моей задачей было показать детям что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство невидимость.
Опыт «Мы - фокусники». Целью данного эксперимента выделить предметы взаимодействующие с магнитом.
9. В рамках дня науки мы с детьми проводили развлечение с элементами экспериментирования «Праздник мыльных пузырей», целью которого было:
1. Научится делать самим мыльные пузыри.
2. Научиться пускать пузыри различными способами.
3. Создать праздничную атмосферу, доставить радость, хорошее настроение.
4. Вызвать желание детей экспериментировать, развивать своё воображение и фантазию.
Ребята сами научились готовить мыльные пузыри, узнали новые способы пускания мыльных пузырей.
10. Помимо имеющейся мини лаборатории в нашей группе, на территории нашего учреждения, с целью обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, была создана экологическая лаборатория, которая была оформлена и пополнена силами воспитателей и родителей: словесными и иллюстративными материалами, обеспечивая еще более углубленные знания детей о природных явлениях.
11. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также формируются исследовательские умения, умения самостоятельного поиска, происходят открытия.
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя исследовательскую деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников с соответствие с ФГОС.