Сёмина Галина Вадимовна
Конспект проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми «Первые открытия малышей» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Первые открытия малышей
Цель: Развивать познавательно - исследовательские способности детей.
Задачи: Формировать умение проводить несложные опыты с водой. Продолжать знакомить детей со свойствами воды в процессе исследовательской деятельности (вода жидкая, она имеет вес, безвкусна, прозрачная, бесцветная, может растворять вещества, менять цвет). Соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Публикация «Конспект проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми „Первые открытия малышей“ в младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Расширять и активизировать словарь: жидкость, тяжелая, безвкусная, прозрачная, растворилась, переливается.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы : К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка».
Заучивание потешки о воде.
Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы».Наблюдения и игры с водой на прогулке в теплое время года.
Материал. Капелька – игрушка, колокольчик, стаканчики по 2 на каждого ребенка, гуашь по 1 цвету на ребёнка, баночки с кипяченой водой по количеству детей, сахар, ложки, салфетки, таз, бутылка с водой, тарелочки.
Ход
(Звучит колокольчик.)
В. : «Колокольчики звенят,
Пригласить ребят хотят.
Где ребятам интересно?
Это там, где неизвестно!»
В. Вы, ребята, хотите узнать,куда сегодня нас колокольчик приглашает?
В. : Он приглашает вас в путешествие. Куда, вы сейчас узнаете. Закройте глаза и прислушайтесь.
(Звучит аудиозапись «Капель».)
В. : Что вы услышали?
Д- Как капают капли.
В - Да, мы услышали, как капают капли воды. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с Капелькой. Арина, позови Капельку.
«Кап – кап капелька –
Дождевая сабелька
Ты скорее выходи,
Нас в дороге проводи»
В. : Кажется я её слышу!
«Закройте быстро глазки,
Попадаем в чудо-сказку.»
(Дети закрывают глаза. Звучит запись воды. Появляется Капелька) (Одевает на руку игрушку Капельку).
В. : А вот и Капелька. Эта Капелька много видела, много интересного знает о воде.
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…»
В. Как вы думаете, откуда взялась наша Капелька? (Ответы детей).
В. Капелька – это маленькая частичка воды. Вода – это реки, озёра, моря. Она как волшебница умеет превращаться в росу, лёд, снег, а может политься дождиком.
А кому нужна вода и для чего? (Ответы детей)
Д- дети высказываются о том, кому нужна вода и зачем.
В. - А нам в группе нужна вода?
Д- дети высказываются где в группе вода и зачем она нужна. .
В. - У меня есть вот такие капельки. Мы их прикрепим там, где нужна вода. (Дети идут по группе делают остановки)
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают капельку)
- У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают капельку)
- В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают капельку на дверь).
- Около мойки. Валентине Васильевне нужна вода, чтобы наводить порядок в группе и мыть посуду. (Приклеивают капельку около раковины)
- У стола, на котором стоит чайник с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают капельку)
- Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. Нам нужно много воды. Но вода ведь может закончиться. Что нужно делать, чтобы её хватило?
Д- Её надо беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
В. Капелька хочет с нами поиграть. Встаньте вокруг ручейка (ленты) в круг.
Физминутка «Облако»
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть). (2 раза)
(Дети проходят к стол)
В. Давайте выясним, какие же свойства имеет вода? (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан) .Посмотрите, что я делаю с водой?
Д- (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт. Вот мы с вами и выяснили что вода - это жидкость. (Индивидуальные и хоровые повторения). 2-3 ребё нка выполняют действия с водой: переливают, наливают.
В - Капелька приготовила для вас интересный опыт. (Дети проходят к столам, на которых атрибуты для опытов с водой)
В - А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она.
Д- тяжёлая. (хоровой и индивидуальные ответы).
В: Ребята, Капелька хочет с нами поиграть, давайте посмотрим, что она нам приготовила для игры?
Игра «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку с водой/молоком)
В: Что увидели? Видно ли картинку через банку с молоком? Почему так хорошо видно картинку через воду? (Потому что вода прозрачная)
А какое молоко? (Непрозрачное). Ставлю на мольберт схематичное изображение свойства - вода-жидкость.
В. Ребята, вы любите играть в прятки? Капелька хочет поиграть с вами. Давайте попробуем спрятать в воде камешек. У вас два стакана с водой. Сначала опустите в чистую воду. Спрятали камешек, не видно его?
Д – Видно. Потому, что вода прозрачная.
В. Но Капелька знает один фокус. Наберите на кисточку краску, затем опустите в стакан с водой и хорошо промойте кисть. Вода осталась прозрачной? Что с ней стало?
Д- она стала зелёной, красной и т. д.
В - Теперь опустите другой камешек в цветную воду. Вы видите его (нет). Вода окрасилась и стала не прозрачной. Ставлю на мольберт схематичное изображение свойства - вода не имеет цвета.
В - Теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Возьмите трубочки и попробуйте воду из баночки, которая стоит у вас на тарелке. Как вы думаете, какая она? Горькая? Солёная? Сладкая? (Ответы детей).
В - Вода не имеет вкуса, значит она?
Д- безвкусная. (хоровой и индивидуальные ответы).
В- У вас на тарелках лечит сахарок. Положите его в баночку с водой, возьмите ложку и размешайте. Теперь попробуйте. Какая вода?
Д- сладкая.
В- Что произошло с сахаром?
Д- Он растворился.
В- а если в воду добавить соль, то вода будет…
Д - солёная.
В- вода изменила цвет? Правильно, она осталась бесцветная. Если в воду добавить варенье, она будет сладкая и поменяет цвет. Сделайте это дома с родителями и расскажете, что получилось.
В - Да, вода растворяет вещества и меняет цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Ставлю на мольберт схематичное изображение свойства –вода растворяет вещества.
Капелька - Мне очень понравилось наше путешествие. Вы сегодня были как настоящие ученые, делали опыты. Я хочу показать вам фокус на прощанье. Вот вам листы бумаги, на которых нарисованы стаканы с прозрачной водой. Возьмите кисточки и раскрасьте воду в стакане и увидите, что будет. А мне пора возвращаться к своим подружкам Капелькам в ручеёк. Я хочу подарить вам вот такую книжку - раскладушку о воде. Открыв её, вы вспомните про меня и о том, что сегодня узнали о воде. (Дарит лепбук «Вода»)
Дети выполняют задание Капельки. (На листах свечкой нарисована капелька). Когда дети закрашивают «воду» в стакане, капелька проявляется).
В. Что у вас получилось? Это капельке так не хотелось от нас уходить, что она решила сделать приятный сюрприз для вас.
В. Ну вот и закончилось наше путешествие. Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Что мы узнали о воде? Посмотрите на схемы и назовите ещё раз свойства воды. (Вода – это жидкость, она безвкусна, прозрачная, растворяет вещества, имеет вес – тяжелая)
(Звучит колокольчик).
«Колокольчики звенят
Нас позвать они хотят,
«Возвращайтесь в детский сад,
Игры заждались ребят!»
Литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 3-е издание «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014 г.
2. Журнал Воспитатель 2013 год, № 7
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Серия: "Библиотека программы "Детство», Издательство: "Детство-Пресс" (2008г.)