Эвелина Савкина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [С] в словах» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звук С в словах
Образовательная область: речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте
Цель: Обучение детей интонационному выделению звуков С в слове.
Задачи:
Образовательные: учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; учить произносить слова с интонационным выделением звуков [с] и [с’],
Развивающие: Развивать умение слуховое и зрительное внимание.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „Звук [С] в словах“ в средней группе» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать речевое внимание, фонематический слух
Предварительная работа: отгадывание загадок на звук С, рассматривание картинок со звуком С.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: картинки слон, автобус, лиса, поросёнок, синица, лось; большой кружок синего цвета и маленький кружок зеленого цвета; фишки-кружочки.
Виды детской деятельности: речевая деятельность, двигательная деятельность, исследовательско – познавательная деятельность, общение со взрослыми, игровая деятельность.
Ход занятия:
1. вводная часть
Ребята, сегодня мы с Вами познакомимся с новым звуком. А чтобы понять, что с каким звуком, необходимо отгадать загадки– игра «Чудесный мешочек»;
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
Ростом он с большую башню,
Но ничуточки не страшный.
Добродушен и силён
Африканский Чудо -. (Слон)
Я от грязи берегусь
Чистоплотный, серый… (гусь).
Молодцы! Отгадали загадки. Кто может сказать с каким же звуком познакомимся сегодня?
Ответ детей
Скажите, пожалуйста, что Вы заметили в отгадках? Какой звук С? Ответы детей (твердый С и мягкий С)
2. основная часть
Игра «Насос» (в кругу). Воспитатель предлагает детям сделать большой круг — мяч.
Воспитатель: «Вот какой у нас мяч, но он сдулся — ш-ш-ш (воспитатель и дети подбегают к середине круга). Давайте его надуем большим насосом — с-с-с (дети отходят назад, имитируют, что надувают мяч насосом, произносят: с-с-с). Мы так сильно накачали мяч, что он лопнул — ш-ш-ш (дети произносят звук [ш], сбегаются в середину круга). Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом — сь-сь-сь (дети имитируют работу маленького насоса, произнося звук [с’], делают маленький круг)»
Игра повторяется 2–3 раза.
Упражнение на различение звуков [с]–[с’], интонационное выделение этих звуков в словах.
Воспитатель выставляет на доске вверху слева большой синий кружок, внизу слева — маленький зеленый кружок, в середине — предметные картинки: слон, автобус, лиса, поросёнок, синица, лось.
К доске вызываю детей по одному.
Ребенок называет предмет по желанию, затем произносит с помощью воспитателя слово с интонационным выделением звука [с] или [с’]. Если в слове есть звук [с], то предметная картинка ставится после большого синего кружка; если в слове есть
звук [с’], то картинка ставится после маленького зеленого кружка. Затем один ребенок называет все слова со звуком [с], а другой — со звуком [с’].
Воспитатель: «Звуки [с] и [с’] — братцы. Звук [с] — большой братец, а звук [с’] — маленький братец»
Артикуляционная гимнастика.
Мы подуем высоко: с-с-с (встаём на носочки) .
Мы подуем низко: с-с-с (присесть) .
Мы подуем далеко: с-с-с,
Мы подуем близко: с-с-с. (руки ко рту) .
-Молодцы, садитесь на свои места.
Игра «Будь внимательным»
Воспитатель: «Если я назову большого братца — звук [с], то вы похлопаете; если я назову маленького братца — звук [с’], вы топаете».
Воспитатель называет бессистемно звуки, а дети выполняют соответствующие действия.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики,
Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок,
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую,
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (подбрасывают,
Два – поймаем (ловят,
Три – уроним (роняют,
И сломаем
Игра «Назови слова». Сначала воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком [с]. Когда дети назовут 5-10 слов, он предлагает им называть слова со звуком [с’]. В конце игры определяется победитель, подсчитываются фишки – кружочки.
3. заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: - А теперь попробуем выучить стихотворение про осу.
Са-са-са.
Ой, летит оса.
Сы-сы-сы.
Не боимся мы осы.
Се-се-се.
Скажем «улетай» осе.
Су-су-су.
Оса спряталась в лесу.
С какими звуками играли?
Какие игры понравились?