Татьяна Глущенко
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звук [ш]. Буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема " Звук [ш]. Буква Ш
Цель:
закреплять правильное произношение звука [ш].
Задачи:
Образовательные:
упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (в начале, в середине, в конце). Познакомить с буквой Ш.
Коррекционно- развивающие:
развивать слуховое внимание, развивать фонематический слух, память, речь. Развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Оборудование:
Демонстрационный: картинки, буква Ш. Раздаточный: Буква Ш, счётные палочки. Фасоль
Ход занятия
1. Организационный момент
(дефектолог заходит в группу, и дети становятся в круг)
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового
(дети проходят на свои места).
2. Введение в тему занятия
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Препятствия в виде губ, языка, зубов). Согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
3. Основная часть
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. А какой это будет звук, вы попробуете сказать мне сами.
(дефектолог читает стихотворение два раза. Выделяя голосом [ш])
Индюшка индюшонку
Сшила капюшон.
Как в этом капюшоне
Индюшонок был смешон
-Какой звук мы слышим в каждой строчке? (звук ш).
Характеристика звука Ш
Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
-Если воздух встречает преграду, значит это какой звук? Гласный или согласный? (согласный). А согласные у нас бывают звонкие и глухие. Как нам проверить звонкий это звук или глухой? (приложить руку на горлышко).
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.
– Дрожит наше горлышко, когда произносим звук [ш]? (нет). Значит это какой звук: звонкий или глухой? (глухой).
– Звук [ш] согласный, и глухой звук [ш].
– А звук [ш] твердый или мягкий? (твердый).
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
«Найди в слове звук [ш]».
-Ребята, посмотрите на картинку. Что нарисовано на картинке? (дети перечисляют всё, что нарисовано). А сейчас мы с вами будем искать в словах наш новый звук [ш].
Знакомство с буквой Ш
– Ребята, звук [ш] обозначается вот такой буквой Ш (демонстрация). А на что похожа буква Ш? (на забор похожа).
- Найдите у себя эту букву и положите перед собой. Из чего состоит буква? (из палочек). Сколько палочек? (четыре палочки).
- Три палочки коротких смотрят вверх и одна палочка длинная «лежит».
(Дефектолог показывает детям, как пишем букву Ш. Затем все вместе рисуем букву Ш в воздухе проговаривая все действия).
Выкладывание буквы Ш из палочек.
- Давайте выложим на парте букву Ш, из палочек (дети выкладывают из палочек букву Ш).
-А теперь выложим букву Ш из фасоли (дети выкладывают букву из фасоли).
Физкультминутка
-Ребята, сейчас я буду произносить звуки. Если произнесу согласный твёрдый звук, вы будете громко топать. Если произнесу согласный мягкий звук, вы будете хлопать. А если гласный звук произнесу, вы будете прыгать.
Игра «Кто внимательнее»
Дефектолог произносит звуки. Услышав звук ш, дети должны хлопнуть в ладоши.
Определение позиции звука [ш] в словах.
На доске картинки и схема позиции звука в слове (Слова: кошка, школа, машина).
Работа в тетради
Закрашиваем букву Ш синим цветом. Прописываем букву Ш по точкам. (Дефектолог индивидуально каждому показывает, как пишем букву Ш).
Итог занятия:
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?