Ирина Носикова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что значат наши имена»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению
с социальной действительностью
занятие на тему :
«Что значат наши имена»
Провела:
Носикова И. Ю
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Что значат наши имена“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
Цель: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии, вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.
Методы: Рассказ воспитателя чтение отрывка из книги Н. Носова «Приключения Незнайки», беседа, игра - упражнение «Обратись по имени».
Предварительная работа: В качестве домашнего задания предложить детям уточнить полное имя своих родных - дедушки, бабушки, отца, матери.
Ход занятия : Ребята, садитесь поудобнее, кто как хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи, чем отличаемся. Выслушать ответы детей, воспитатель продолжает: «Не смотря на то, что у нас много общего, все-таки у каждого есть что-то такое, что нельзя увидеть но отличает его от других. Что это? Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы, имени. Что же такое имя? Имена - это слова но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети росли сильными, крепкими, добрыми, мылимыми. Вот и имена они давали такие, как например, Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир,людей, Людмила (милая людям, Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.
По имени можно узнать немало о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека есть еще отчество и фамилия (спросить у детей, как зовут их родителей, бабушку, дедушку, как будут звать их самих, когда они вырастут, помочь ответить, если они затрудняются).
К человеку можно обратиться по имени (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «ВЫ» (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому всегда помнят имя, отчество, фамилию своих родных, знакомых, имена своих друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.
А вы хорошо, знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? (предложить детям разные варианты обращения по имени «Настя - Настенька - Настюша; Миша - Мишенька; Ваня - Ванечка - Ванюшка, Маша - Машенька, Даша - Дашенька и т. д).
Далее переходим к игре - упражнению:
«Обратитесь по имени»
1) Аня, у тебя «трудная» пуговица, ты не можешь ее застегнуть. Попроси Мишу помочь. Как ты это сделаешь? А как ответит Миша?
2) Настя, у тебя нет зеленого карандаша, а у Андрея есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? А что ответит тебе Андрей?
3) У Маши в руках барби. Ксюше очень хочется поиграть с ней. Ксюша, обратись к Маше, попроси у неё куклу. Как ты обратишься? А как ответит Маша?
В конце игры обобщаю: «Молодцы», ребята, вежливо, ласково обращаются к сверстникам.
А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушаете, а потом скажите, хорошо ли поступил Незнайка? (читаю отрывок, в котором говорится о том, как Незнайка стал поэтом, затем даю детям задания и вопросы).
У героев книги Н. Носова интересные имена : Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин. Как вы думаете, почему их так назвали?
Торопыжка был голодный
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Если не понравились, то почему?
А вы бы хотели, чтобы про вас сочинили такие дразнили?
В конце беседы воспитатель делает обобщение: «Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприлично и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки. И будем обращаться друг к другу по имени.
В повседневной жизни очень важно обращать внимание на то, как дети общаются, как называют друг друга.
Дошкольники могут так же придумывать клички любимому животному, отражая в имени его характер : Дружок, Мурлыка, Стрекотун, Хвостик, Полосатик и т. д