Кузнецова Екатерина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Достопримечательности Нижнего Новгорода»
▼ Скачать
Программное содержание: Расширить представление о родном крае; знакомить с достопримечательностями города, в котором живут дети.
Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Учить находить общие и отличительные признаки герба и флага города. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с современной музыкой. Воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Достопримечательности Нижнего Новгорода“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Темочки
Предварительная работа: Рассматривание альбомов: «Мое район»,, «Нижний Новгород».Знакомство с достопримечательностями Нижнего Новгорода. Беседа о достопримечательностях Нижнего Новгорода. Разучивание песни «Нижний Новгород». Беседы о городе. Проветривание помещения, влажная уборка,
Методы и приемы:
• Создание интереса – использование художественного слова.
• Создание игровой ситуации.
• Беседа.
• Рассматривание иллюстрации
• Проблемная ситуация
• Постановка цели
• Сюрпризный момент
• Музыкальное сопровождение
• Рефлексия
Звучит музыка «С чего начинается Родина». Воспитатель с детьми стоит около доски картой Нижнего Новгорода.
Восп. Ребята, мы с вами живём в одной из самых красивых городов России, в Нижнем Новгороде. Мы называем его Родиной. Что мы Родиной зовём?
1 реб. Дом, где мы с тобой растём
И берёзки у дороги,
По которой мы идём
Восп. Что мы Родиной зовём?
2 реб. Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Восп. Что мы Родиной зовём?
Все дети: Край, где мы с тобой живём
Восп. Ребята, предлагаю вам присесть и вспомнить пословицы и поговорки, сложенные народом о Родине
1. Нет в мире краше, Родины нашей
2. Человек без Родины, что соловей без песни
3. Одна у человека мать,- одна у него и Родина
4. За морем теплее,- а на Родине светлее
5. На чужой сторонушке рад своей воронушке
6. Всякому мила своя сторона
7. Везде хорошо,- а дома лучше
8. Своя земля – и в горе мила
9. Своя земля и в кулачке родная
10. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха
11. Та земля мила, что меня родила
12. В чужой стороне и солнце не так светит
13. Земля, на которой родился – золотая
Восп. Мудрые слова о Родине. Наша Родина это город наш город – Нижний Новгород, красивый, современный, с интересной историей, о котором сложено много красивых стихов:
Город мой любимый
Город мой родной
Ты зелёный летом
Осенью цветной
Чистый, белоснежный
Ты стоишь зимой
А весной ты нежный
Я горжусь тобой
Пусть ты не столица
Но люблю тебя
И знакомых лица
Радуют меня
На большой планете
Городов не счесть
На реке, ты, Волге
Самый лучший есть
Восп. Замечательные слова. О Нижнем Новгороде сложено много стихов и песен…Мы с вами знаем одну из них
Исполнение песни «Нижний Новгород» (под аккомпанемент музыкального руководителя).
Ребята посмотрите на нашу иллюстрацию. Это герб нашего города. Герб – это то - же самое, что и название города. В далекие времена не все люди умели читать, а вот понять, что нарисовано на картинке, мог каждый. Во времена царя Ивана Грозного в нижегородских лесах водились олени. Молодой охотник научил царя охотиться на них. В благодарность царь пожелал, чтобы на гербе Нижнего Новгорода был изображен олень. Корона обозначает символ могущества и власти. Герб есть и на флаге Нижнего Новгорода. Сам флаг белого цвета. Этот цвет обозначает мир, чистоту мыслей и дел. Предлагаю склеить герб города из предложенных деталей, мне нужны помощники (выбираю, приступайте к заданию.
Восп. А теперь, Предлагаю нам отправиться в путешествие по Нижнему Новгороду, но пешком трудно. Город очень большой, и самое интересное мы так и не увидим. На чём же мы отправимся в путь? - предложения детей. Автобус - долго, на метро – на поверхности много интересных мест и станции построены ещё не везде. На самолёте быстро и высоко. А на воздушном шаре очень удобно, полетим медленно, спокойно. Но перед тем как отправиться в путь надо составить маршрут путешествия. Отметим на карте те места, которые мы бы хотели посетить и узнать о них новое.
Наш детский сад находится на площади Советской. Далее мы полетим над проспектами и улицами Нижнего Новгорода, увидим парк «Швейцария», площадь Минина, Нижегородский Кремль и обязательно Нижегородскую ярмарку.
(На столе лежат открытки с названными местами, дети размещают их на карте).
А что вы можете рассказать про место, где расположен детский сад?
- Детский сад находится в Советском районе.
Восп. Посмотрите, а дальше парк Швейцария. Его так назвали за очень большую территорию.
- Парк Швейцария расположен на высоком берегу Оки, с которого открывается чудесный вид на реку и Нижнюю часть города. В парке растут самые разные деревья, есть очень старые. Много аттракционов и площадок для отдыха. А также Зоопарк «Мишутка».
Восп. В зоопарке живут много разнообразных животных, птиц, зверей. Путешествие продолжается, и мы приближаемся к центральной площади города – площади Минина.
- На площади Минина находится памятник Козьме Минину – Нижегородскому купцу, который обратился к людям для сбора денег на борьбу с врагом, это было очень давно – 400 лет назад. Но люди помнят об этом, и мы гордимся своим соотечественником.
Восп. На площади находится главная историческая достопримечательность –Нижегородский кремль.
- У кремля 12 башен. Главная – это Дмитриевская. Эта башня в давние времена была центром обороны кремля.
Восп. История башен кремля – разная. Вот одна из них о Коромысловой башне.
- Было это очень давно, в 12 веке. Девушка спускалась к речке Почайне за водой с вёдрами на коромысле. Вдруг она увидела чужих людей - врагов. Те на неё напали. Схватила она коромысло и бросилась на них. Но силы были не равны. Девушка погибла. Но шум услышала стража и прогнала врагов.
Восп. Девушку с честью похоронили в основании башни, которая уже в те дни строилась. Положили с ней коромысло – как оружие воина. А удивлённые враги, вернувшиеся в лагерь сказали «Если женщины такие в Нижнем, то какие должны быть мужики?».
Восп. В нижегородском кремле есть выставка боевой техники.
- Это музей под открытым небом. Здесь представлена техника, которую выпускали на заводах нашего города. Гордость нашей страны - «Катюша», самолёт, танк. Вся эта техника прошла всю Великую Отечественную войну.
Восп. Туристы и жители Нижнего Новгорода с удовольствием гуляют по территории Нижнего Новгорода и любуются техникой, памятниками, а так же приходят к вечному огню, установленному в честь памятных событий нашей страны.
Свой герб делами заслужил старинный город наш,
и славный герб городу подарен был.
За честь, за верный труд исправный.
Восп. У каждого государства и города есть свой герб. У нашего города – это олень тёмно-красного цвета на белом поле, выше головы оленя – золотая корона. Предлагаю вам ребята показать, хорошо ли вы знаете герб города.
Проводится игра «Собери герб» - дети собирают герб из разрезных частей в единое целое (музыкальное сопровождение)
Восп. Молодцы! Вы справились с заданием. А теперь продолжаем путь – мы перелетаем через реку Волгу и с левой стороны видим Окский мост, где встречаются две реки – Волга и Ока.
Вот последний пункт нашего путешествия – Нижегородская ярмарка, которая была перенесена в город в 1817 году.
Поднимаясь всё выше над старой горой
Открываются чудные виды
На прекраснейший кремль, за могучей стеной
На мосты, на поляны, равнины
На дома, на дороги, проспекты, леса
И на парки красивые ночью
Я люблю этот город, душой с ним всегда
И скучаю по Нижнему очень
- Нижний Новгород называют «Карманом России», благодаря Нижегородской Ярмарке. Сюда из разных городов России и других стран приезжали купцы. На кораблях и баржах привозили самые разные товары. И сейчас на ярмарке проходят выставки, заключают договора на поставку товара.
Восп. Совсем недавно на ярмарке проходила выставка – продажа народных промыслов. Нижегородская область представляла хохломскую, городецкую роспись.
Как прекрасен Нижний на рассвете :
Волга водами в тиши журчит.
В предрассветном сумеречном свете
Солнце на златых крестах блестит.
Восп. Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся домой в детский сад. Ветер поменял направление на юго-западный, попутный для нас. Пока мы летим, предлагаю вам вспомнить всё, что мы узнали.
Блиц опрос:
1. Как называется город в котором мы живем?
2. С какой площади мы начали своё путешествие?
3. Какой парк находится в Приокском районе?
4. В честь кого назвали главную площадь Нижнего Новгорода?
5. Что интересного есть в Кремле?
6. Для чего были построены башки Кремля?
7. Как называется зоопарк в парке Швейцария?
8. Почему Нижний Новгород называют карманом России?
9. Как называются жители Нижнего Новгорода?
Восп. Молодцы, сразу видно, что вы любите свой город. Вот и прилетели мы в наш родной детски сад. Понравилось вам наше путешествие? Наше знакомство с Нижним Новгородом и его достопримечательностями на этом не закончено. Я говорила вам о недавней выставке на Нижегородской ярмарке – «Выставке народных промыслов», кое-что я приобрела там, посмотрите!
Об этих удивительных изделиях я расскажу вам на следующем занятии.