Эльвира Иванова
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Население Нижнего Новгорода в 13 веке. Профессии людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать умение детей осознавать место, где живешь – «малая родина»; понятие «нижегородец"; воспитывать любовь к своему городу.
Задачи : Знакомство детей со старинными русскими именами;
- Знакомство детей с профессиями коваля, рыбака, с разными способами рыбной ловли: коллективной, индивидуальной;
- Знакомство с видовым многообразием рыбы, обитающий в Волге и Оке;
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Население Нижнего Новгорода в 13 веке, Профессии людей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Подготовительная группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- Знакомство с профессией охотника (оружие, одежда, коллективный характер деятельности);
- Знакомство детей с земледелием : как обрабатывают землю, какие предметы и орудия труда для этого необходимы; какими свойствами обладает земля;
- Активизация, закрепление и обобщение имеющихся у детей образных представлений о злаках- условиях произрастания, о озимых и яровых злаках; о процессе производства хлеба, его пользе для организма человека;
- Активизация, закрепление и обобщение имеющихся у детей образных представлений о льне как сельскохозяйственной культуре: особенности внешнего вида льна, процесс произрастаний, сбор и обработка льна, получение льняных тканей. Свойства тканей из льняных волокон.
Ход занятия.
Воспитатель напоминает детям о том, что воевода Вышеслав, руководивший строительством Нижнего Новгорода, отпустил городецких плотников домой - повидаться со своими семьями, убрать урожай.
Воспитатель:
- Ушли плотники, и остался в городе Вышеслав со своей дружиной.
- После обеда он собрал всю дружину перед своим домом и обратился к людям с речью: «Верные мои дружинники! Скоро зима, а припасов у нас нет. Да и избы новые ставить надобно и печи в них класть. Дел у нас еще очень много. Я вас знаю как храбрых воинов, а вот что вы еще умеете делать, кроме, как мечами размахивать? Говорите и будем думу думать, как жить дальше. А надеяться на то, что соседи помогут, нам не следует». (Обсуждение речи Вышеслава.)
- Прав ли был воевода Вышеслав, обращаясь к своей дружине с такими словами? (Высказывания, рассуждения детей.)
- Как вы думаете, ребята, откликнулись ли дружинники на призыв воеводы? (Высказывания и рассуждения детей.)
- Сразу же из толпы вышел широкоплечий дружинник Афанасий (Пояснения педагога о том, что Афанасий - это широко распространенное русское имя мальчиков, мужчин.).
- «Рад я, воевода, сменить меч на прежнее свое ремесло!» - сказал Афанасий. (Пауза. Реакция детей.)
- «А кем ты ранее был?» - спросил Вышеслав.
- «Ковалем») - последовал ответ. (Показ слайда)
- Ребята! Может быть, кто-нибудь из вас знает, кого в старину называли ковалями? (Высказывания детей.)
- Может быть, слово «коваль» напоминает вам какое-нибудь другое слово? Кова. (Высказывания и ответы детей.)
Педагог обобщает ответы детей о том, что слово «коваль» происходит от слова «ковать» - так в старину называли человека, который ковал железо, выковывал из железа разные необходимые в хозяйстве вещи.
- Вышеслав обрадовался. (Обсуждение.)
- Ребята! Почему воевода Вышеслав обрадовался, узнав, что в его дружине есть коваль? (Высказывания, предположения, ответы, рассуждения детей.)
- Наличие в городе коваля во многом упрощало дело.
- Без него почти не одно дела не спорилось.
- Коваль и лошадь подкует, и плотнику топор изготовит, воину меч выкует, пахарю наконечник железный к деревянной сохе приладит, даже портному и тому иголок понаделает. (показ слайда)
- «Только помощники мне надобны», - продолжал Афанасий.
- Почему коваль Афанасий попросил у воеводы Вышеслава помощников для своей работы? (Высказывания, предположения, ответы, рассуждения детей.)
- «Ковальню поставить, в ней горн топить да его раздувать, да и железо добывать кому-то надобно», - отвечал Афанасий. (показ слайда)
- Как вы думаете, ребята, нашлись ли в дружине воеводы Вышеслава помощники для коваля Афанасия? (Высказывания, рассуждения детей.)
- Помогать ковалю сразу же вызвалось несколько человек, так как дело это было почетное. (Обсуждение ситуации.)
Динамическая игра «Коваль». Имитация действий коваля: лошадь подковать, топор плотнику изготовить, меч воину выковать, пахарю наконечник железный к сохе деревянной приладить, портному иголки сделать.
Воспитатель:
- Из толпы вышел другой дружинник и сказал следующее: «Родом я из города Мурома (показ слайда.)
- А звать меня Борисом (Пояснение педагога о том, что Борис - это старинное русское имя для мальчиков, мужчин. И сейчас мальчиков нередко так называют.)
- Отец мой рыбак на Оке (показ слайда)
- Я с детства ему помогал, а потом в дружину ушел. Но дело рыбацкое помню.
- И снасти изготовить, и лодку построить сумею. А уж рыбу впрок заготовить, да так, чтобы до весны не испортилась, - так это для меня дело простое. (показ слайда)
- Вот только один помощник мне надобен. ( Обсуждение ситуации: зачем рыбаку Борису нужен помощник? Высказывания, предположения, рассуждения детей.)
- Выбрали рыбаку Борису помощника, и они сразу же принялись за дело.
- Надо было сети да ловушки для рыбы сплести, лодку построить, места рыбные найти и погреба для хранения рыбы выкопать. (показ слайда)
- А еще решили Борис с помощником Осипом (выделить интонацией, знакомство с новым старинным русским именем) коптильню (показ слайда) построить, чтобы рыбкой копченой нижегородцев побаловать.
- А что без улова не останутся, так в этом они были уверены, так как рыбы в те времена в Волге и Оке было видимо-невидимо.
Динамическая игра «Рыбак и рыбки». Дети встают в круг, выбирается «рыбак», который встает в центр круга с «удочкой» - скакалкой. «Рыбак» начинает «раскручивать удочку», пытаясь задеть ею ноги игроков. При этом скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать выше 10-20 см от земли. «Рыбки» должны уберечься от удочки, подпрыгивая вверх, но не сходя с места. Пойманные «рыбки» выходят из игры, или из них выбирается новый «рыбак».
Игра повторяется 3 раза. Выигрывают игроки, не пойманные «рыбаками».
Воспитатель:
- Кто такие охотники? (Ответы детей.)
- Чем они занимались? Чем могли быть полезны охотники в новом строящемся городе? (Высказывания, ответы, рассуждения детей.)
Но с ними было проще, особых орудий им не требовалось, ведь для войны и для охоты оружие одинаковое было.
Динамическая игра «Орудия труда и охоты». Дети встают в круг и по очереди с помощью выразительных движений показывают действие с каким-либо орудием (лук и стрелы, гарпун, копье, топор и т. д., другие дети.
Воспитатель:
- Вслед за охотниками трое земледельцев объявилось.
- Кто такие? Чем они занимаются? (Ответы детей. Уточнение педагога: земледелие - возделывание, т. е. обработка земли.)
- Земледельцев в дружине Вышеслава звали Данила, Гордей да Гридя (Знакомство с этими старинными русскими именами.)
- Вот перед ними задача трудная стояла.
- Нужно было поле приготовить
- Делалось это таким образом. (показ слайда)
- Сначала на месте облюбованном лес вырубался и пни выкорчевывались.
- Потом этот лес сжигали, а землю перепахивали.
- Зола, которая оставалась после сгорания деревьев, землю удобряла.
- А уж после того, как землю перепашешь, да бороной переборонишь, сажай там то, что душе угодно (показ слайдов)
- Данила, Гордей и Гридя посадили рожь да пшеницу (Обсуждение информации.)
- Зачем земледельцы сделали это? (Ответы, рассуждения детей.)
- Земледельцы посадили на поле рожь и пшеницу для того, чтобы потом хлеб получить.
- Почему земледельцы хотели получить хлеб? Почему это было так важно в новом строящемся городе? (Ответы детей)
- Недаром в народе говорят: «Хлеб - всему голова».
- Так как на дворе стояла осень, то рожь и пшеницу посадили озимые, чтобы они весной взошли. (показ слайда)
- А еще они решили весной посадить лен.
- Зачем земледельцы решили сделать это? Зачем горожанам нужен был лен? (Ответы детей.)
- Лен земледельцы решили весной посадить для того, чтобы потом ткать из него холсты и шить одежду. (показ слайда.)
Подвижная народная игра «Ленок». На пол кладутся обручи - гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков. Перед началом игры выбирается ведущий, например с помощью считалки. Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий встает в центр круга и выполняет разные движения, которые должны повторить остальные дети. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а тот, кто не успел занять гнездо, считается «посаженным», т. е. его сажают в гнездо до конца игры.
Побеждает тот, кто займет последнее свободное гнездо.
Игру повторяется 2 раза.
Воспитатель:
- И тут Вышеслав вспомнил еще одну очень важную вещь.
- Оглядев дружину, он с надеждой спросил: «А бондари среди вас есть?»
- Ребята! Может быть кто-нибудь из вас знает, кто такие были бондари и чем они занимались? (Ответы детей.)
(Педагог сообщает детям о том, что бондари - это люди, умеющие делать деревянные бочки.)
- Воеводе Вышеславу повезло. (Пауза.) Из толпы вышло сразу два дружинника и почти хором сказали, что они знакомы с бондарным делом.
- А почему в новом строящемся городе так необходимы были бондари - люди умеющие делать деревянные бочки? (Высказывания, предположения, рассуждения детей)
- Дело в том, что русские города очень часто страдали от пожаров, так как все постройки были деревянные. Поэтому около каждого дома должна была стоять бочка с водой, а лучше даже две. ( Обсуждение ситуации: зачем около деревянных домов нужны были бочки)
- Поэтому Вышеслав приказал двум бондарям немедленно приниматься за работу, а остальным, когда это будет нужно, им помогать. - А звали тех двух бондарей Вышата и Кузьма.
Динамическая игра «Дружинники разных профессий». Педагог предлагает детям вспомнить, дружинники каких профессий были в дружине воеводы Вышеслава.
Дети вместе с педагогом встают в круг. Дети по очереди выходят в центр круга и изображают разные профессии; остальные должны повторить движения и отгадать, чем занимается дружинник данной профессии.
Воспитатель:
- День клонился к вечеру, поэтому все решили, что утро вечера мудренее.
- Почему люди в старину считали, что утро вечера мудренее? Что это означает? (Высказывания, предположения, ответы.)
- Что сделали дружинники воеводы Вышеслава, решив, что утро вечера мудренее? (Высказывания детей.)
- Дружинники Вышеслава легли спать.
Динамическая игра «Тушим пожар»
Педагог обращает внимание детей на то, что для тушения пожара нужно было как можно больше воды, которую доставляли от реки в больших бочках.
Педагог предлагает детям разделиться на команды (2-4 команды, в зависимости от количества детей в группе или классе, которые встают в колонны за линией старта (например, скакалкой) - «у реки». Напротив команд ставятся стулья (обручи) - место пожара. Каждой команде дается по одному бочонку (большому мячу, спортивному туннелю «перекати-поле»).
По команде педагога первые игроки катят мячи-бочки к месту пожара, «выливают воду» (обходят стул, катят пустые бочки обратно к реке (возвращаются к команде) и отдают бочки следующим игрокам - «наполняют бочки водой». Таким образом «тушат пожар» все игроки команд.
Побеждает команда, в которой все дети быстро и правильно выполнят предложенное задание - пожар будет потушен. Игра повторяется один-два раза.
Итог занятия :
Воспитатель:
Понравился ли вам мой рассказ?
- Что вы запомнили сегодня?
Дети рассказывают о своих впечатлениях.