Светлана Спицына
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Воздух, вода и свет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации познавательной деятельности.
Задачи: дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле;
Научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы;
Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Воздух, вода и свет“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Материал: стеклянный кувшин с водой, марля, бумажные салфетки, воздушные шарики по количеству детей (по 2 шт., зеркальце, два ящика с проросшим овсом, краски, силуэт человека с изображением его органов дыхания, весы.
Ход занятия.
Беседа
- Ребята, чем мы дышим? (Воздухом.) Давайте вдохнём воздух. Куда попал? (В нос.) Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в лёгкие.
Воспитатель показывает силуэт человека, его органы дыхания. Дети дышат носом – вдох, выдох.
- Ребята, давайте проведём опыт. (Раздаёт по 2 шарика каждому ребёнку.) Дети надувают и сдувают воздушные шарики.
- Вот так работают лёгкие. Наши лёгкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
- Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез?
Наши лёгкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить.
- Давайте проведём эксперимент.
Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (Нам нечем дышать.)
- Без воздуха нет жизни. Ребята, а как вы думаете, откуда берётся чистый воздух?
(Чистый воздух нам дают растения, листочки)
- Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.
- А чтобы жили растения, что для этого им нужно? (Растениям необходима вода.)
- А знаете ли вы. Откуда берётся вода? У И. А. Бунина есть стихотворение «Родник:
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студё ный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
- Вот откуда берётся чистая вода. Родник образует ручеёк, потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери и птицы пьют воду из озёр и рек. Необходимо беречь родники. А растения пьют воду из-под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, всю растительность.
Игра «Ручеёк»
Дети становятся парами. Ведущий берёт из пары одного ребёнка и проходит с ним вперёд, оставшийся ребёнок повторяет всё сначала и т. д.
Игры с водой
После игры воспитатель предлагает детям игры с водой: «Очистим воду» (фильтры, «Игра цвета» (цветная вода).
Обсуждение свойств воды и воздуха
- Ребята, обратите внимание, что сначала вода имела прозрачный цвет, затем стала разного цвета. А что ещё можно сказать о воде?
Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Вода не имеет вкуса, вода не имеет запаха, цвета.
- А воздух, какие имеет свойства?
Воздух невидим, не имеет определённой формы, не имеет запаха. Воздух имеет вес. Дети кладут на весы надутые шарики и не надутые.
- Ребята, а в каком состоянии бывает вода?
(В жидком и ледяном.)
- Правильно, а точнее, не в ледяном, а в твёрдом состоянии. И ещё вода бывает в газообразном состоянии – пар. Летом вода жидкая, зимой она замерзает, а весной – тает.
Роль света в жизни человека и растений
- Ребята, а что ещё необходимо для жизни и роста человека и растений?
(Солнце.)
- Правильно, свет необходим и человеку, и растениям. Если человека поместить на долгое время в тёмную комнату, он ослепнет или у него испортится зрение. А растение без света будет чахнуть, плохо расти и в конце концов погибнет.
- Дети, перед нами два ящика с проросшим овсом. Один ящик мы поставим на подоконник, куда проникают лучи солнца, а другой поставим в тёмное место, в закрытый шкаф. И потом проведём наблюдения, что произошло с растениями.
Игра «Солнечные зайчики догоняют друг друга»
Рисование свечкой.
На поверхность бумаги воспитатель капает воском, а дети покрывают пятно голубой краской.
Дети придумывают названия своим рисункам: «Родник», «Ручей», «Дождик», «Мороз нарисовал узоры2 и т. д.
Выставка рисунков.