Елена Самылова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей со свойствами воды
• Прозрачность,
• Отсутствие собственной формы,
• Вода-растворитель
• Отсутствие вкуса и запаха;
2. Дать элементарные представления о процессе фильтрации, объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизация и обогащение словаря детей по теме занятия.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Материальное обеспечение: фотоиллюстрации по теме, прозрачные стаканчики с водой, соль, сахар, песок, мука, цветные красители, трубочки, растительное масло, настой календулы.
Ход занятия
:
Ребята, эти иллюстрации помогут вспомнить, какой вода бывает на нашей планете.
Бывает вода в морях и океанах – соленая (речевая работа: вода в море – морская, в океане – океаническая, и т. д.)
Бывает вода в реках, озерах, родниках, болотах (речная, озерная, родниковая, болотная вода). Какая это вода? (Пресная)
Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная (в горных реках, в морях и океанах во время шторма).
Бывает вода питьевая и техническая.
Вода – это одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
Опыт 1. Вода прозрачная и не имеет собственной формы.
Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из-под крана. Я делаю это для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на некоторые игрушки и ваши лица. Попробуйте то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? (Дети отвечают) Вода немного искажает предметы, но их видно хорошо.
Вместе с детьми формулируем одно из свойств воды: чистая вода – прозрачна.
Теперь воспользуемся другими стаканчиками, которые стоят на вашем столе. Обратите внимание на их форму. (Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие – широкие и низкие, третьи – «пузатые» и т. д.)
На ваших столах есть кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из наших стаканчиков в любой другой сосуд по вашему желанию. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой. Вместе с детьми формулируем еще одно свойство воды: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно плеснем немного воды на пол, то она растечется по плоскому полу лужицей.
Физкультминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Опыт 2. Вода-растворитель.
У воды есть свойство – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных соссудах находятся разные вещества. Постараемся определить, что это за вещества. (Воспитатель напоминает детям, что при этом нужно соблюдать определенные меры безопасности. Н., нельзя пробовать вещества на вкус, нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой). Дети выдвигают предположения, а воспитатель помогает им. Совместными усилиями они определяют, что на столе находятся мука, соль, сахар, песок, растительное масло, настой календулы.
А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Растворяя вещества, приходим к следующим выводам:
Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной;
Мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной. После того, как стаканчик с водой немного постоит, мука или крахмал оседают на дно, растворы продолжают оставаться мутными;
Настой календулы растворяется в воде быстро, вода при этом меняет цвет;
Масло не растворяется в воде, оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.
Опыт 3. Очищение воды с помощью фильтров.
Теперь попробуем очистить воду. Самый простой фильтр можно сделать их фильтровальной бумаги, вырезанной кругом и вложенной в воронку.
Масло удалось отфильтровать хорошо и быстро потому, что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла;
Хуже всего отфильтровались вещества, которые растворились в воде: сахар, соль, настой календулы;
После фильтрования раствора крахмала или муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр, большая часть муки или крахмала осталась на фильтре.
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая попадает к нам в дома через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут с водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистных станциях с помощью сложных фильтров и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить суп или компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить прямо из-под крана. В ней еще могли остаться микробы, которые, благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые плотные фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо прогреть и прокипятить. И только после этого ее можно пить.
И в заключение смешной фокус «Раскрасим воду»
Спрашиваем детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят «нет». На глазах изумленных детей превращаем бесцветную воду в цветную. Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закрывающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и, закручиваем её крышкой (не показывая окрашенную сторону). В нужный момент стряхнуть банку с водой и, вода становится цветной!