Ирина Казакова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как жили люди на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему : «Как жили люди на Руси»
Цель: Познакомить детей с жизнью,бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, их назначением;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Систематизировать знания детей о русской национальной одежде, мужской и женской.
Развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно– русскими словами: предки, летопись, люлька, ухват, ручник, кичка и др. ;( (русская печь, прялка, сито, лапти, ухват, туесок, чугунок, самовар, сундук).
Формировать интерес к произведениям устного народного творчества- русским народным сказкам, закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам иллюстраций
Воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.
Материал:
демонстрационный: мультимедиа; русский народный костюм, русские женские головные уборы, богатырский шлем; клубочек ниток; видеофильм «Как жили люди на Руси»; аудиозаписи древней славянской музыки, звучания музыкальных инструментов (балалайка, гусли, свирель, жалейка, скрипка);
раздаточный: дидактические игры - разрезные картинки
Предварительная работа:
посещение мини-музея ДОУ «Русская изба»; рассматривание иллюстраций (слайдов) русской избы, народного костюма, обуви; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о Родине, заучивание пословиц, поговорок, закличек; рисование, лепка на тему народных художественных промыслов; проведение дидактических игр.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
Организация деятельности детей:
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званные, да желанные!
Проходите, поудобнее располагайтесь.
Да присаживайтесь
Что означает слово «здравствуйте»?
- Правильно, это означает, будьте здоровы! Мы с вами пожелали друг другу здоровья:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине.
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
«Сядем рядком, да поговорим ладком».
Введение в тему
- Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.
Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)
(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, самовар)
- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? (о жизни на Руси, как жили в русской избе)
- Почему вы так решили? (рассуждения детей)
II. Основной этап
- Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы все вы знать могли о делах родной земли.
1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)
- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вам необходимо рассказать, о чем он и что нового вы из него узнали?
(просмотр видеофильма, во время которого переодеваюсь в русский народный костюм и выхожу к детям)
2. Беседа с детьми
- О чем же фильм? Что нового вы из него узнали? (ответы детей)
- Вот и я преобразилась. Что это на мне? (русский костюм)
Воспитатель: -Посмотрите, в чем я одета? Что за костюм на мне?
- Правильно, это русский народный костюм.
- Скажите, а как называется платье без рукавов (сарафан)
- А блузка? Рубаха.
- А теперь давайте посмотрим, как одевались мужчины в старину.
Показ слайда мужского костюма
- Мужская рубашка называлась косоворотка. Как вы думаете, почему?
- Штаны назывались порты, голове картуз, а на ногах лапти.
Проблемная ситуация (дети встали полукругом около стола)
- Внимательно посмотрите и скажите, костюм полный или чего-то в нем не хватает? (не хватает головного убора)
3. Игра «Подбери головной убор»
(предлагается кичка, богатырский шлем, лента, кокошник)
- Помогите подобрать головной убор, который по-вашему мнению подойдет для моего костюма ( обсуждаются варианты: лента для девушки, шлем для богатыря, кичка, кокошник)
- И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу.
Замечают клубок ниток
- Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)
- Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.
- Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки:
4. Физминутка
Мальчики:
Мы работали, устали, (косят траву)
Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)
Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)
На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед)
Девочки:
А мы тоже наряжались, (руки в бока)
В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)
Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.
- Вот мы и пришли к избе.
Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться)
- Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что в избе было самым главным?
- Послушайте мою загадку и отгадайте:
Кто знает эту сказку с детства,
Поймет, о чем я говорю.
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю? (Печь)
(Слайд.)
Послушайте стихотворение о печке:
Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
Воспитатель: Да, ребята, печь-это сердце дома! Печь кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. Вставала хозяйка поутру, так первым делом начинала растапливать печку.
Печка – деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем могла накормить печь своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).
«Хороши щи из русской печи».
Воспитатель: Русская печь упоминается во многих русских сказках. Я буду загадывать, а вы отгадывайте, как называется сказка.
Мишка по лесу идет
Короб на спине несёт.
Внучка Маша напекла- пирожков
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела…
«Маша и медведь». (Слайд).
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала…
«Гуси-лебеди». (Слайд).
Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушел.
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
«Колобок». (Слайд).
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
«По щучьему веленью…». (Слайд).
Воспитатель: А еще в избе было много предметов-помощников, а какие – мы сейчас увидим:
1. «Чугунок» (Слайд).
У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен
В нем приготовить можно ужин.
Правильно- это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он очень тяжелый т. к. сделан из чугуна (железа). Особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
2. «Ухват» (Слайд).
Рогат, а не бодает,
Не ест еду, а хватает.
Схватит- отдает,
Сам в угол идет.
Возле печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок из печи со щами и кашей.
3. «Самовар». (Слайд).
И шипит он, и кряхтит,
Воду быстро кипятит.
Он наелся угольков
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает
Кипяточек наливает.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал СИМВОЛОМ добра, домашнего уюта и семейного покоя.
4. «Прялка». (Слайд).
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет.
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает.
Долгими зимними вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из неё затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
5. «Колыбелька». (Слайд).
Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? Кто-нибудь знает колыбельную песенку?
6. «Сундук» (слайд)
Прячет бабушка там вещи-
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут …сундук
6. Контрольные вопросы
- Из чего строили жилище наши предки? (из дерева, бревен)
- Как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен? (избой)
-В наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки?
-Для чего нашим предкам нужна была печь? (обогревали жилище, готовили еду)
- Как называли печь в народе и почему? («кормилицей», на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку; на печи можно было спать)
- Найдите в избе предмет, который был необходим при работе у печи? Для чего он служил? (ухват, доставать горячий горшок)
- С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для народных сказок.
- Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)
- Рядом с печкой находилась люлька с младенцем. Как вы думаете, почему? (чтобы малышу было тепло)