Надежда Говердовская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.
на тему: «Путешествие в осенний лес»
1. Уточнить представления детей о характерных признаках осени. Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
2. Учить детей связно и живо рассказывать по мнемотаблице, не отступая от поставленной темы. Обогащать словарь детей. Закреплять умение выделять голосом звуки, /о/, называть этот звук, слышать в слове.
3. Продолжать развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.
4. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы,
умозаключения.
5. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте им улыбнемся и поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями)
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен
Скажите, кто я?
Дети: Осень.
В-ль: А почему вы решили, что это осень?
(Потому что осенью люди собирают урожай, Птицы улетают на юг, С деревьев опадают листочки)
В-ль: Правильно, в загадке говорилось об осени.
После какого времени года наступает осень?
(Осень наступает после лета)
В-ль :Ребята, назовите осенние месяцы.
(Сентябрь, Октябрь, ноябрь)
В-ль: Молодцы. Все ответили правильно. А сейчас давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.
-Д/и «Я начну предложение,а вы его закончите
(С мячом)
-Листья на деревьях стали (какими) (Желтыми, красными, разноцветными)
- Цветы на клумбах (что сделали) (Завяли, пожухли, отцвели)
-Птицы улетают (куда) (На юг, в теплые края)
-Люди осенью одеты (во что) (
-Звери делают на зиму (что) (Запасы)
-Люди собирают в лесах, полях, садах и огородах (что) (Урожай)
-Школьники идут с портфелями (куда) (В школу)
В-ль: Молодцы! А сейчас сядьте на стульчики. Ребята, давайте послушаем замечательную музыку П. И. Чайковского «Осень»
(Звучит музыка П. И Чайковского «Осень», дети внимательно слушают, представляют картины осени).
Воспитатель: Ребята, Какая осень вам сейчас представилась?
Дидактическое упражнение «Осенние слова» :
Дети: Мне представилась осень - Золотая, красивая, разноцветная, дождливая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, таинственная, скучная, грустная.
Воспитатель: Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, прослушав музыку об осени
В-ль: Ребята, кто из вас был в осеннем лесу?
В-ль: - С кем вы туда ходили?
(Мы ходили с родителями)
В-ль: - А что вы там делали?
(Мы в лесу собирали грибы)
В-ль:
- А вы хотите пойти в лес?
(Хотим)
В-ль: Но нам надо одеться по погоде.
В-ль: Посмотрите в окно и расскажите, какая сегодня погода.
(Сегодня холодная, пасмурная, погода)
Да, сегодня холодная, пасмурная, погода
- А если на улице идет дождь - то какая погода? (Дождливая)
_ Если сильный ветер – погода ветреная
- Если на небе солнце – погода солнечная
В-ль: Да, ребята, сегодня на улице прохладно. Что мы будем одевать?
(Дети перечисляют одежду).
В-ль: Я с вами согласна. Нужно надеть теплую одежду.
-Поэтому одеваем носки. (изображает одевание носок, одеваем
штанишки, сапоги, кофту, шапку, куртку.
В-ль: Вот мы и готовы. А что возьмем с собой в лес?
(Возьмем с собой корзины
В-ль: Как можно добраться до леса?
(доехать на машине, на велосепеде, дойти пешком)
В-ль: Я с вами согласна, но сегодня предлагаю отправится в лес пешком.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Мы высоко так шагали-
Не споткнулись, не упали!
В-ль: Вот мы и пришли.
(Подошли к экологическому календарю).
Как здесь красиво! Сколько здесь много разных листочков. Ребята возьмите по листочку.
Игра «С какого дерева листок»
У тебя с с какого дерева листок?
-Мой листок с березы.
Как он называется? (Он называется березовый)
(с берёзы – берёзовый лист, с осины – осиновый,
с тополя – тополиный, с рябины – рябиновый лист, с дуба – дубовый, с клёна – кленовый
Воспитатель: Посмотрите, я нашла две корзинки с листочками.
(Проводится эксперимент в одной корзине мокрые листья, в другой сухие.)
Воспитатель: Возьмите каждый по листочку.
(Дети берут листья себе, пробуют руками)
Воспитатель: Какие листочки в этой корзине на ощупь?
Дети: Мокрые, влажные, сырые и т. д.
Воспитатель. А теперь возьмите листочки из другой корзины.
Воспитатель: Какие листочки в этой корзине на ощупь?
Дети: Сухие, гладкие, ломкие, хрустящие и т. д.
Воспитатель: Какой из этих листочков шуршит громче?
Дети: Сухой лист шуршит громче.
Воспитатель: Умницы вы мои. Как вы думаете, какой листочек быстрее упадет мокрый или сухой?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения. Превращаемся в осенние деревца.
Экспериментируем. В одну руку берем мокрый листочек, а в другую сухой. Подбрасываем листочки и делаем выводы.
Дети самостоятельно делают вывод
Воспитатель: Действительно, мокрые листочки падают быстрее, чем сухие. А вы догадались почему так происходит?
Дети: Потому, что мокрые листочки тяжелей, чем сухие.
Воспитатель: Умнички! Действительно, мокрые листочки тяжелей, чем сухие.
Воспитатель: А теперь сомните сухой лист в ладони. Что с ним произошло?
Дети: Он раскрошился.
Воспитатель: А теперь тоже самое сделайте с мокрым. Что произошло?
Дети: Мокрый лист только смялся, но не раскрошился.
(мокрые листья не шуршат, а сухие шуршат)
Воспитатель: Правильно, его можно даже расправить рукой. Попробуйте это сделать.
Воспитатель: Молодцы, вы точно все определили. Положите листочки в корзину. Мы их возьмем с собой и украсим группу.
Воспитатель: Ребята, а почему у деревьев опадают листья?
Дети: Мало солнца, стало холодно.
Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега.
Воспитатель:
Правильно, ребята.
Воспитатель: Ребята, я слышу шорох. Мне кажется, что мы с вами не одни на этой поляне. Посмотрите внимательно, кто еще находится тут?
Дети: Тут находится белка.
- В-ль: А почему вы решили, что здесь находится белка?
(Потому что мы видим оранжевый кружочек, а таким кружочком мы обозначаем белку)
- В-ль: А может быть это лиса? Ведь и ее мы можем обозначить оранжевым кружком.
Дети: Лису мы обозначаем большим кружком, а белку кружочком поменьше.
Этот кружочек находится на дереве, а не на земле.
В-ль: Я с вами согласна. Действительно, на дереве находится белка, и она нас встречает.
В-ль: Расскажите, какая белочка?
Дети: Белочка пушистая, красивая, рыжая.
В-ль: А зимой какого цвета у белки мех?
Дети: Зимой у белке мех серый.
В-ль: А почему?
.
Дети:
Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов.
В-ль: Я с вами согласна. Действительно белка зимой меняет цвет меха, чтобы быть не заметной на деревьях
А кто знает, как называется ее дом?
Дети: Ее дом называется дуплом.
Воспитатель: Правильно, : ее дом называется дуплом.
Воспитатель:
Послушайте: «дупло -/о/». Какой звук вы слышите в конце слова?
Дети Мы слышим звук -о
Воспитатель: Какой это звук?
Дети Этот звук гласный.
Воспитатель Почему вы так думаете?
Дети.
Его можно петь.
Воспитатель Настя, повтори слово дупло так, чтобы звук /о/ слышался дольше других.
Какой звук ты выделил голосом? (Спрашивает еще двух
– трех человек)
Воспитатель : Молодцы, все ответили правильно.
Воспитатель Ребята, как вы думаете, зачем белка прискакала на эту поляну?
(Выслушать предположения детей)
Воспитатель Скоро зима, поэтому белка делает себе запасы на зиму, собирает шишки, орехи, грибы.
Воспитатель
Ребята, посмотрите сколько на поляне грибов! Вы знаете как они называются?
Дети: Подберезовик, Боровик, подосиновик, лисички Ит д)
Воспитатель: Ребята, поможем белочке собрать грибы. ?
Дети: Поможем.
Воспитатель:
Разделитесь на 3 команды по 3 человека. У нас 3 корзины. В красную корзину кладите только боровики. В синюю корзину кладите только подберезовики, а в зеленую вы только подосиновики.
ИГРА «Кто правильно соберет грибы»
Ребята, а почему вы не взяли этот гриб? Он такой красивый! Как он называется?
Дети: Этот гриб называется мухомор. Мы не взяли его потому, что он ядовитый.
В-ль: Молодцы! Действительно мухомор это ядовитый гриб.
Он опасен для человека, но некоторые звери им лечатся. Грибы нужно срывать только те, какие вы знаете.
Зато, посмотрите сколько много съедобных грибов у вас в корзинах!
В-ль: Назовите грибы со словом много.
Много чего у вас в корзине?
Дети: Много подберезовиков, много лисичек, много боровиков и т д
В-ль: Что можно приготовить из грибов?
Дети: Из грибов можно сварить суп, пожарить картошку с грибами, сделать грибную икру.
В-ль: Молодцы! Вот сколько блюд можно приготовить из грибов.
Как заготавливают грибы?
Дети: Грибы сушат, замораживают, консервирую
В-ль: Я с вами согласна. Грибы можно засушить, заморозить или законсервировать. Но эти грибы мы оставим для белочки.
В-ль: А теперь сядьте на «пенечки» (Дети садятся на стульчики)
Ребята, мне очень понравилось сегодня в лесу. Послушайте, какой рассказ я придумала.
Наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы. На деревьях распустились листочки. С юга прилетели птицы. Дети взяли корзины, и пошли в лес за снежками.
В-ль: Вам понравился рассказ? Все в нем было правильно?
Ребята помогите, пожалуйста, исправить ошибки. Я буду читать рассказ, а вы его внимательно слушайте. Как только услышите ошибку, вы будете хлопать в ладоши.
(Воспитатель читает вновь рассказ по предложениям.)
Наступила осень.
Подули холодные ветры, завяли цветы.
На деревьях распустились листочки. (Дети хлопают)
В-ль: Ребята, какая здесь допущена ошибка?
Дети: Осенью листочки на деревьях не распускаются, а опадают.
В-ль: А как правильно сказать?
Дети: С деревьев опадают листочки.
В-ль: С юга прилетели птицы. (Дети хлопают)
В-ль: Ребята, какая здесь допущена ошибка?
Дети: Осенью птицы не прилетают с юга, а улетают на юг.
В-ль: : А как правильно сказать?
Дети: Осенью птицы улетают на юг.
В-ль : Дети взяли корзины и пошли в лес за снежками.. (Дети хлопают)
В-ль: Ребята, какая здесь допущена ошибка?
Дети: В лес идут не за снежками, а за грибами.
В-ль: : А как правильно сказать?
Дети: Дети взяли корзины и пошли в лес за грибами.
В-ль: Молодцы, все ошибки исправили. Теперь мой рассказ прозвучит так:
Наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы. С деревьев опадают листочки. Птицы улетают на юг. Дети взяли корзины и пошли в лес за грибами.
В-ль: Ребята, а теперь вы составьте свой рассказ об осень, а помогут вам эта таблица.
Дети составляют по мнемотаблицам рассказ.
Наступила осень. Солнышко все чаще прячется за облака. Желтеют и опадают листья. На клумбах вянут цветы. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Люди одевают теплую одежду.
В-ль: Мне очень понравились ваши рассказы. Вари. Они были интересными и полными.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад
Наступила осень. Солнышко все чаще прячется за облака. Желтеют и опадают листья. На клумбах вянут цветы. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Люди одевают теплую одежду.