Татьяна Милованова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы. Сказка «Зимовье зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».
Форма проведения: организованная образовательная деятельность.
Цель: помочь детям понять и правильно осмыслить содержание сказки.
Задачи:
1. Познакомить детей с русской народной сказкой.
2. Помочь детям понять содержание и смысл сказки.
3. Побуждать детей отвечать на вопросы близко к тексту.
4. Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы, Сказка „Зимовье зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
5. Обогащать словарь детей глагольной лексикой.
6. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Активизация словаря: слова – предметы: бревна, щепки, глина, ветки, пол, печка, подвал.
слова – действия: носил, колол, месила, затыкал, крыл, заблеял,. захлопал, набежал, зафыркал, замяукал.
Обогащение словаря: зимовье, жердочка, защищали.
Оборудование:
Демонстрационный материал: настольная книга «В гостях у сказки»; магнитная доска, карточки с изображением животных (героев сказки «Зимовье», карточки с изображением строительного материал для зимовья зверей : бревна, щепки, глина, мох, ветви; карточки с изображением: пола, подвала, печки, жердочки; картинки с изображением зверей, защищающих свое жилище.
Раздаточный материал: карточки – сюрпризы (кружочки разного цвета).
Предварительная работа: чтение, пересказ русских народных сказок : «Репка», «Теремок», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой».
Ход ООД.
I.Разыгрывание ситуации «Прием гостей» (активизация имеющихся у детей знаний об этикете).)
Педагог: Ребята, посмотрите, как много сегодня у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и своими улыбками подарим друг другу хорошее настроение.
II.Организационный момент – повышение заинтересованности к рассматриванию книги.
1. Вопрос к детям:
Педагог. Дети, что это?
Дети. Наша книга.
Педагог. Правильно, ребята это книга, которую мы сделали своими руками. Называется она «В гостях у сказки».
III.Работа по теме занятия.
1. Совместное c детьми рассматривание книги.
Педагог. Давайте откроем книгу и заглянем на первую страницу.
Педагог. Что здесь?
Дети. Сказки, герои сказок.
Педагог: Что за сказка на этой странице?
Дети: Сказка «Теремок».
Педагог: Это какая сказка?
Дети: Это сказка «Курочка Ряба».
Педагог: У кого жила курочка Ряба?
Дети: У деда с бабой.
Педагог: Перевернем страницу. Что за сказка на этой странице?
Дети: Это сказка «Лиса, заяц и петух».
Педагог: Какой домик построила себе лиса?
Дети: Ледяной.
Педагог: Кто первым встретился зайчику на пути?
Дети: Собаки.
2. Упражнение «Угадай сказку».
Педагог. Ребята, на страницах книги вы узнали сказки, а сможете ли вы угадать сказку по нескольким словам? Давайте попробуем. Я начну, а вы закончите.
Педагог. Тянут – потянут…
Ребенок. Вытянуть не могут. Это сказка «Репка».
Педагог. Дед бил, бил – не разбил…
Ребенок. Баба била, била – не разбила. Это сказка «Курочка Ряба».
Педагог. Кто – кто в теремочке живет…
Ребенок. Кто – кто в невысоком живет? Это сказка «Теремок».
Педагог. Как выскочу, как выпрыгну…
Ребенок. Полетят клочки по закоулочкам. Это сказка «Лиса, заяц и петух».
Педагог. Высоко сижу…
Ребенок. Далеко гляжу. Это сказка «Маша и медведь».
Педагог. Молодцы, ребята, справились с заданием.
Педагог. Ребята, а что за сказка на этой странице книги?
Педагог. Сегодня я расскажу вам еще одну русскую народную сказку, называется она «Зимовье зверей».
3. Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».
4. Беседа по содержанию.
Педагог. Кто запомнил название сказки?
Дети. «Зимовье зверей».
Педагог. Зимовье – это что?
Дети. Дом, жилище в котором можно жить зимой.
Педагог. Правильно, чтобы перезимовать, не замерзнуть зимой, животные построили себе дом – зимовье.
5. Упражнение «Уберите лишнего героя».
Перед детьми мольберт с изображением героев сказок : «Теремок», «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Зимовье».
Педагог. Кто это?
Дети. Герои сказок.
Педагог. Оставьте на мольберте только героев сказки «Зимовье», а лишних героев уберите в подносик.
Педагог: Кого оставим?
Дети: Героев сказки «Зимовье».
Практическая деятельность детей.
Педагог. Садитесь ребята, давайте проверим, как вы справились с заданием.
Педагог выставляет на магнитной доске героев сказки «Зимовье».
Педагог. Кто это?
Дети. Бык, баран, свинья, кот и петух.
Педагог. Как назвать их одним словом?
Дети. Домашние животные.
Педагог. Что они в сказке надумали?
Дети: Жить в лесу.
Педагог: Жили не тужили пока не наступило, какое время года?
Дети. Осень.
Педагог. Стало в лесу как?
Дети. Холодно.
Педагог. Что решили бык, баран, свинья, кот и петух?
Дети: Строить зимовье.
Педагог. Что нужно, для того чтобы построить зимовье?
Дети. Строительный материал.
Педагог: Где звери взяли строительный материал?
Дети: В лесу.
Педагог. Правильно, в лесу много строительного материала.
6. Упражнение «Кто, что делал?».
Перед детьми стол, на котором лежат картинки с изображением строительного материал для зимовья зверей : бревна, щепки, глина, мох, ветки.
Педагог. Назовите, что на картинках.
Дети: Бревна, щепки, глина, мох, ветки.
Педагог. Кто бревна носил?
Дети. Бык бревна носил.
Педагог. Прикрепи картиночку с бревнами рядом с быком или где прикрепишь картинку?
Педагог. Что делал бык?
Педагог. Кто колол бревна на щепки?
Дети. Баран.
Педагог. Что делал баран?
Педагог. Кто месил глину и делал кирпичи?
Дети. Свинья.
Педагог. Что делала свинья?
Педагог. Кто таскал мох и затыкал им щели в стенах?
Дети. Кот.
Педагог. Кто носил ветки и крышу крыл?
Дети. Петух.
Педагог. Каждый делал свое дело и все вместе построили зимовье.
Педагог выставляет на магнитной доске картинку с изображением зимовья.
IV.Продолжение работы по теме занятия.
1. Упражнение
Педагог: Пришла зима, затрещал мороз, а друзьям в зимовье тепло.
Давайте вспомним, что звери в доме делали?
Педагог. У вас в карманах лежат сюрпризы. Посмотрите, что у вас?
Дети. Круги.
Педагог. Они одинаковые?
Дети. Нет, они разного цвета.
Педагог. Пойдемте со мной.
Перед детьми стол, на котором разложены карточки с изображением: пола, подвала, печки, жердочки.
Педагог. Посмотрите на столе лежат карточки, на них такие же кружочки. Найдите свою карточку.
Педагог. Что у тебя на карточке?
Дети. Пол.
Педагог. Кто на полу спал?
Дети. Бык.
Педагог. Отнеси карточку. Где прикрепишь?
Дети. Рядом с быком.
Педагог. У тебя что?
Дети. Жердочка.
Педагог. Кто на жердочке под потолком сидел?
Дети. Петух.
Педагог. Где сидел петух?
Дети. На жердочке.
Педагог. Что у тебя?
Дети. Пол.
Педагог. Кто еще на полу спал?
Дети. Баран.
Педагог. Что у тебя?
Дети. Печка.
Педагог. Кто на печи песни пел?
Дети. Кот.
Педагог. А у тебя что?
Дети. Подвал.
Педагог. Кто в подвал забрался?
Дети. Свинья.
Педагог. Садитесь, ребята.
Педагог. Живут – друзья не горюют. А бродили в лесу семь голодных волков. Увидели новое зимовье. Один смелый волк и говорит:
-Пойду – ка, я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Вошел волк в зимовье.
Педагог. Что случилось дальше?
Дети. Звери стали защищать свое жилище.
Педагог показывает и прикрепляет к магнитной доске, картинки с изображением зверей, защищающих свое жилище.
Педагог. Что делал баран?
Дети. Баран заблеял.
Педагог. Как заблеял баран?
Дети. Бэ-э-э. Бэ-э-э.
Педагог. Что сделал петух?
Дети: Слетел с жердочки, крыльями захлопал: «Ку- ка – ре - ку.».
Педагог. Как защищал кот зимовье?
Дети. Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:
-Мя –у-у. Мя-у-у.
Педагог. Что сделал бык?
Дети: Набежал бык, рогами волка в бок:
-У –у- у. У – у – у.
Педагог. Свинья что делала?
Дети. Вылезла из подвала и кричит:
-Хрю. Хрю. Кого тут съесть?
Педагог. Туго пришлось волку. Едва жив из беды вырвался. Бежит товарищам кричит:
-Ой, братцы, уходите! О, братцы, бегите! Услыхали волки, пустились наутек.
V. Итог.
Педагог. Все звери молодцы! Все дружно защищали свое жилище.
Педагог. Что сделали звери?
Дети. Построили зимовье, жили дружно и вместе защищали.
Педагог. Посмотрите, ребята, и мы с вами дружно рассказали сказку.
Педагог. Недаром говорят: «Дружба – великая сила».
Педагог. Понравилась вам сказка?
Дети. Да.
Дети. Книга понравилась?
Педагог. Вот такая замечательная у нас книга «В гостях у сказки», мы обязательно еще почитаем сказки в этой книге.
\
Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Надумали друзья: бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Жили не тужили, пока не наступила осень, стало в лесу холодно и бык предложил построить зимовье.
Говорит бык барану:
-Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса бревна носить, а ты будешь колоть бревна на щепки.
-Ладно, - отвечает баран, - согласен.
Повстречали бык и и баран свинью:
-Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, колоть бревна на щепки, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.
Согласилась и свинья.
Повстречали они кота:
-Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе зимовье строить!
-Мы станем бревна носить, колоть бревна на щепки, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, щели в стенах затыкать.
Согласился и кот.
Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:
- Здравствуй, Петя! Иди с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить,
колоть бревна на щепки, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, щели в стенах затыкать, а ты – крышу крыть.
Согласился и петух.
Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, накололи бревна на щепки, наделали кирпичей, моху натаскали – стали избу рубить.
Избу срубили, печку сложили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
Пришла зима, затрещал мороз, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подвал, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке сидит.
Живут – друзья не горюют.
А бродили в лесу семь голодных волков. Увидели новое зимовье. Один, самый смелый, волк говорит:
- Пойду- ка, я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.
Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил. Забился баран в угол и заблеял страшным голосом:
-Бэ-э-э. Бэ-э-э.
Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал:
-КУ- ка – ре - ку.
Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:
-Мя –у-у. Мя-у-у.
Набежал бык, рогами волка в бок:
-У –у- у. У – у – у.
А свинья услыхала, что наверху бой идет. Вылезла из подвала и кричит:
-Хрю. Хрю. Кого тут съесть?
Туго пришлось волку. Едва жив из беды вырвался. Бежит товарищам кричит:
-Ой, братцы, уходите! О, братцы, бегите! Услыхали волки, пустились наутек.
Литература :
1. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В., Павлова Т. С., Прокопова С. П., Журавлева Н. Н., Антохина Н. В., Львова Т. В, Чернышова И. Н., Богданова Т. Л., Морозова Ю. М, Зуева Т. Л. Речевые досуги для дошкольников. Учебно – методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2014
2. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. –М. : ТЦ Сфера. 2017.