Елена Кошелохова
Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с неживой природой «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с неживой природой
образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Удивительные камни»
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами;
-Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с неживой природой „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.
Развивающие:
- Развивать сенсорные способности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к поисковой деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.
Активизация словаря: камень, твердый, гладкий, шероховатый и т. д.
Материал и оборудование: камни разные по форме, цвету, размеру на подносах для каждого ребёнка, ящик ощущений, различные камни, миски с водой, лупы, пластилин, монеты, полотенца для рук, презентация «Камни и минералы».
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке, собирание коллекции камней, строительные игры с использованием камней на прогулке, составление узоров из камней, хождение по камням для массажа ног, рассматривание коллекции драгоценных камней (иллюстрации, чтение сказки «Три поросенка».
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко следит за порядком в горах Хозяйка Медной горы. Она знает, что мы с вами всё любим исследовать и рассматривать. В этот ящик ощущений Хозяйка Медной горы положила свои богатства и предлагает отгадать, что это за богатства.
Воспитатель предлагает ребятам определить на ощупь, что находится внутри ящика.
Воспитатель: Так какие богатства нам прислала Хозяйка Медной горы?
Предполагаемые ответы детей.
Основная часть:
Воспитатель: Посмотрите на подносы, которые стоят перед вами. Сколько разных камней! Ребята, рассмотрите камни внимательно, найдите самый большой. Покажите их. Соня, какой камень ты показала?
Воспитатель: А теперь найдите самый маленький.
Воспитатель: Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.
Воспитатель: Ребята, как узнать, какой камень на ощупь? Предполагаемые ответы детей. Возьмите камушек и приложите камень к щеке. Что вы чувствуете (камень холодный, гладкий, шершавый). Антон, у тебя какой камень?
Воспитатель: Ребята, камни бывают разные: гладкие, шершавые, маленькие, большие, маленькие.
Воспитатель: А теперь закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, самый круглый, потом самый неровный.
После каждого задания опрашиваю детей об их выборе.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите самый круглый камень. Это галька. Повторите, как он называется? Возьмите в руку гальку, какая она на ощупь?
Дети: Гладкая, ровная, твердая.
Воспитатель: Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете?
Выслушиваю любые ответы. Камень галька гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
Воспитатель: Возьмите два маленьких камешка в ладоши, потрите их. (Показываю). Вот так вода в море или в реке двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.
Воспитатель: Давайте послушаем музыку моря (аудиозапись: «Музыка моря). Ребята, слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга.
Воспитатель: Могут ли камни издавать звуки? Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Возьмите несколько камешков в ладони, потрясите их и послушайте, как они стучат друг о друга. Что вы услышали?
Воспитатель: Постучите разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Какой звук вы слышите, звонкий, тихий или громкий? Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Камни могут звучать, если постучать ими друг с другом. Ребята, с помощью камней можно сделать музыкальный инструмент – шумелку. Подскажите, как? Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Давайте, немножко отдохнём, поиграем.
Проводится физкультминутка «Гора и камешки».
«Стоит гора – старушка поднимаются на носочках
До небес макушка.
Её ветер обдувает, обмахиваются ладошками
Её дождик поливает встряхивают кистями рук
Стоит гора, страдает прикладывают ладошки к щекам
Камешки теряет. Качают головой.
И каждый день,
И каждую ночь дети раскручиваются
Катятся, катятся камешки прочь» и присаживаются на корточки.
Воспитатель: А сейчас возьмите лупу и рассмотрите камень через лупу. Что вы увидели?
Дети: Трещины, точки, ямки, бугорки, золотинки, блестяшки.
Воспитатель: А теперь возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином.
Дети: Пластилин помялся, а камень остался такой же.
Воспитатель: Почему?
Дети: Камешек твердый, а пластилин нет.
Воспитатель: Правильно, коллеги, камень твердый, а пластилин мягкий. Из пластилина мы можем слепить что захотим, а из камня?
Дети: Из камня ничего нельзя слепить, он твердый.
Предлагаю детям повторить слово «твердый».
Воспитатель: Давайте попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?
Дети: Когда стучим камнями, то они звучат, а когда пластилином, то нет.
Воспитатель: Что будет, если мы положим камень в воду? Он утонет? Будет плавать? Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Давайте бросим камешек в воду, понаблюдаем, что произойдет.
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Может ли камешек плавать, как вы думаете? Почему?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: У хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Камни и минералы».
Рефлексия:
-Соня, что ты узнала о камнях?
-Антон, что больше всего тебя удивило на занятии?
-Валерия, что тебе понравилось на нашем занятии?
Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами изучали камни и много о них узнали. Мне очень понравилось исследовать с вами камни. Большое спасибо.