Алексеенко Эльвира
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Вода — какая она»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе «Вода – какая она?»
Воспитатель: Алексеенко Э. К.
Возрастная группа : старшая группа
Дата проведения: 17.07.2019
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование у детей представлений о свойствах воды;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Вода — какая она“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Закрепление у детей способности определять взаимосвязи между предметами и их свойствами;
- Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
- Развитие у детей мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ;
- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
- Развитие внимания и памяти.
Воспитательные:
- положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
- Воспитание усидчивости и аккуратности.
Материалы/ оборудование: краски, сахар, вода, несколько конфет, прозрачная посуда, цветные карандаши, пластиковые стаканчики, ложечка, апельсин.
Прогнозируемый результат: в конце занятия дети смогут описать свойства воды (бесцветная, не имеет вкуса, запаха, формы)
Актуальность:
Учёные выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- к экспериментированию. Ничто так не увлекает детей и не приносит им радости и такого огромного восторга, познавательного удовлетворения, как опыт. Занятия, на которых дети самостоятельно ставят простейшие опыты, пытаются объяснить, задать вопросы, как правило, проходят успешного опыты помогают развить мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживыми в природе. Исследования представляют ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Практика показывает, что дети с удовольствием превращаются в учёных и проводят разнообразные исследования. А потом с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Дети собираются на ковре в кружок, а воспитатель им загадывает загадку.
Загадка:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Ответы детей: вода.
Сегодня мы с вами будем говорить про воду, и даже экспериментировать. А главное узнаем Какая же вода и какие её свойства.
Дети садиться на свои места.
2. Изучение нового материала.
Волшебный карандаш
Проведите следующий опыт. Сквозь наполненный водой стакан посмотрите на вертикально расположенный за ним карандаш. Подвиньте карандаш влево, затем вправо. По какому пути, как вы видите, двигается карандаш?
Тоже самое показываем со стаканом наполненным молоком. Видно ли куда движется карандаш?
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
ВЫВОД: Вода прозрачная.
Физминутка
Тихо плещется вода
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Сладкий эксперимент
На столике стоят стаканчики с водой. интересуемся у детей с чем они? Догадались? Конечно это вода. Какая она (чистая, прозрачная). Да вода, чистая и прозрачная! Даем детям попить и попробовать воду. А сейчас откроем баночку с сахаром. Кладем сахар в воду, размешиваем и пробуем воду еще раз. Какой теперь вкус у воды? Сравниваем вкус воды с сахаром и без него.
ВЫВОД: У воды нет вкуса.
Волшебный апельсин
Предложить детям понюхать разрезанный апельсин. Как он пахнет? Потом предложить детям понюхать воду, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Пахнет ли вода?
ВЫВОД: Уводы нет запаха
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Конфетная вода
В прозрачные сосуды различной формы положить по конфете. Спросить меняет ли конфета свою форму, кода мы ее переносим из одного сосуда в дугой. Или конфета остается такой же круглой формы. Потом предложить детям перелить воду из одного прозрачного сосуда в другой (сосуды разной формы. Спросить у детей. Что происходит с водой, остается ли она той же формы или постоянно меняет свою форму, подстраивается под форму сосуда.
ВЫВОД: У воды нет формы
Воспитатель подводит итог занятия.
У воды нет цвета, запаха, формы, вкуса.
Воспитатель: На этом мы не заканчиваем изучение воды. В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует воду в жизни, своими руками из них что-нибудь сделаем. Ну, а сегодня все группы ученых провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории.
РЕФЛЕКСИЯ
Дети проходят на ковёр. Воспитатель перекатывает им мячик и спрашивает, что больше всего понравилось, что нового они узнали, с какими сложностями столкнулись. Благодарит детей за приложенные усилия, подчёркивает, что получилось, а на чем ещё надо поработать.