Нина Минченко
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»
▼ Скачать + Заказать документы
Куда делась вода?
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Тема: «Куда делась вода?»
Познавательное развитие
Цель: расширять представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
Продолжать знакомить детей с круговоротом воды в природе
Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды)
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Куда делась вода?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Прививать бережное отношение к воде.
Формирование словаря: существительные - глобус, лаборатория, опыты, оборудовани; глаголы - течёт, тает, испаряется.
Форма проведения: совместная деятельность педагога с детьми (опытническая деятельность)
Предварительная работа:
с начала недели вели наблюдения при проведении опыта с водой; рассматривание иллюстраций: моря, реки, океаны.
Демонстрационный материал: письмо, глобус, картинка круговорот воды в природе, емкость со снегом, емкость с водой, бутылка со льдом, термос с горячей водой,
Раздаточный материал на каждого ребенка: поднос, по два стакана с теплой и холодной водой, мерная ложечка
Ход деятельности.
Организационный момент:
- Сегодня мы с вами собрались в нашей лаборатории для того, чтобы найти ответы на интересные вопросы, а для этого будем делать опыты. Проходите в лабораторию.
- Ребята, нам прислали письмо. Пишет Незнайка: «Дорогие ребята, мне очень хочется узнать, куда делась вода в луже около дома? Как попадает дождь на небо? Почему идет то дождь, то снег?»
Задал нам задачку Незнайка. Мы попробуем найти ответы на эти вопросы.
- Для начала я хочу рассказать, какую часть поверхности занимает вода на нашей Земле. Хорошо это можно продемонстрировать на яблоке. Большая часть поверхности покрыто водой. Вот это часть вода.
Много Да, много. Но вода в морях, океанах соленая, а человеку нужна пресная вода. Мы можем использовать только 2% воды. Человек не может жить без воды. Поэтому воду надо беречь.
- Как вы понимаете «беречь»? (не лить воду в зря, закрывать кран, не засорять водоемы, реки)
Вывод: воду надо беречь. Она необходима человеку, животным, растениям.
- Вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях:
в жидком, твердом и газообразном – (открываю термос с кипятком, подношу зеркало, дети видят, как появляется пар, а если воду заморозить получается - лед (показываю бутылку со льдом).
Физкультминутка: «Дождь»
Капля - раз, капля - два, (Хлопки руками на каждое слово.)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом – (Бег.)
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать, (Хлопки руками на каждое слово.).
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками.).
Зонтики скорей раскроем, (Соединить руки над головой. .)
От дождя себя укроем
Эксперимент 1.
Задача: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (от температуры воздуха, открытая или закрытая емкость с водой).
Материалы и оборудование: 3 мерные одинаковые емкости с водой.
Дети наливают одинаковое количество воды в емкости, делают отметку уровня, ставят в разные условия; закрытую и открытую между оконными рамами, открытую в тепло на батарею. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на банках: обсуждают, изменилось ли количество воды.
- В начале недели мы с вами налили в стаканчики воду, расставили в разные места, для того чтобы посмотреть что произошло.
-Расскажите, есть ли какие-нибудь изменения? В банке, которая стояла в тепле, вода уменьшилась наполовину, на подоконнике в закрытом стакане уровень воды не изменился.
- Куда делась вода? (частички воды поднялись в воздух, испарились)
-Какой вывод?
Вывод:
в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде.
В закрытой банке уровень воды не изменился - так как банка была закрыта.
- Скажите, как мы ответим Незнайке, куда делась вода в луже около дома?
Эксперимент 2
-А сейчас понаблюдаем, как образуется облако.
В емкость наливаем горячую воду из термоса, Посмотрите, пар-это облако! Сверху вместо крышки кладем металлический поднос со льдом. Емкость запотела.
- Во что превратилось наше облако? (Дождь)
- Это явление называется круговорот воды в природе.
Посмотрите на схему круговорота воды в природе.
Под действием солнца вода с поверхности рек, морей, земли испаряется и поднимается высоко в небо. Вверху очень холодно и пар остывает и превращается в маленькие капельки. Капельки собираются в тучи, которые несут дожди. Дожди выпадают на поверхность земли, рек, морей. Вот так происходит круговорот воды.
- Скажите, как мы ответим Незнайке, как попадает дождь на небо?
Физкультминутка: «Капельки»
Мы летим под облаками
Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки. (Легко машут руками)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото. (Несколько приседаний)
Эксперимент 3. Взаимодействие воды и снега
Задача: Выявить свойства воды: чем выше температура, тем быстрее в ней тает снег, чем на воздухе. Если в воду положить снег, лед, она станет холоднее.
Материалы и оборудование: стаканчики с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки.
- Ребята, как вы думаете, могу я удержать в ладонях воду и не пролить (жестом показываю как много)
- Нет.
- Вот - посмотрите! (берет ком снега в руки)
- Ком снега - это вода в замёрзшем состоянии, воду, конечно бы, я не смога взять в руки. Она бы растеклась.
-Как нам узнать: в каком стакане теплая вода, в каком – холодная. Правильно, узнаем, когда прикоснемся.
Нужно ответить на такие вопросы.
- Что происходит со снегом в теплой комнате?
-А что будет, если снег опустить в воду? Где быстрее растает снег в теплой воде или в холодной?
-Что произойдет с водой? Изменился ли объем воды?
Дети выполняют задание - в тарелку, в стаканы с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличится количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда тает снег.
Выводы:
1. В стакане с теплой водой снег растаял быстро. Вода стала холодной. Объем воды увеличился. При таянии снега вода теряет свою прозрачность.
2. В стакане с холодной водой снег тает медленнее. Вода стала еще холоднее. Объем воды увеличился. Снег тает потому, что температура воды, даже самой холодной, выше температуры снега. При таянии снега вода теряет свою прозрачность.
3. В теплом помещении снег тает медленнее, чем в воде.
Подведение итогов:
– Что интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?
Используемая литература: «Неизведанное рядом», О. В. Дыбина. 2012