Марина Волкова
«Звуки [д], [д’] и буква Д». Конспект логопедического фронтального занятия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического, фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Д, Дь"
1. Закрепление четкого произношения звука Д – Дь в слогах, словах, фразах.
2. Упражнение в употреблении ум. -ласк. суффиксов сущ-ых –ок, -ек, -ик (м. р).
3. Развитие фонематического восприятия, внимания памяти, навыков звукового анализа.
4. Воспитание умения слушать и слышать.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Учитель-логопед: Садится тот, кто назовет гласный звук в словах сок, мак, кит, пух, сом, ток, танк, кот, нос, пар, куст, сын.
Артикуляционная гимнастика (заборчик – дудочка; улыбнуться, открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд; быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно).
Дыхательная гимнастика (вдох через нос и медленно выдыхаем через рот (выполняем 5 раз; вдох через нос, надуваем щеки и задерживаем дыхание на несколько секунд, плавно выдыхаем (выполняем 5 раз).
Повторение пройденного материала: Сейчас я назову буквы М, Н, К, С.
Какие это буквы?
Ответы детей.
У. Л. Правильно это согласные буквы. А какие есть еще буквы?
Ответы детей.
У. Л. правильно, гласные. А чем отличаются гласные от согласных?
Ответы детей.
2. Основная часть.
2.1 Знакомство с новым материалом.
Учитель-логопед называет слова дом, день, дыня, дома, десять, дым, Дима, дорога, дети, дочка.
Как вы считаете, о каких звуках пойдет речь на сегодняшнем занятии?
Ответы детей.
У. Л. Правильно, звук Д, Дь.
Давайте произнесем все вместе, громко Д. Теперь чуть тише и еще тише, а теперь отключим звук и произнесем губками (групповое и индивидуальное произношение звука).
Характеристика звука.
Послушайте как звучит звук Д.
Горлышко не поет, ниточка рвется, и когда мы выдыхаем воздушной струе препятствуют преграды. Это признаки какого звука? Гласного или согласного?
Ответы детей.
У – Л. Правильно, это признаки согласного звука.
Когда я произношу слово дом, какой звук? Твердый или мягкий?
Ответы детей.
У – Л. Верно, тверды. А в слове Дима? Правильно мягкий.
Определяем какой это звук звонкий или глухой. Закрыли ушки и произнесли звук Д. Слышите?
Ответы детей
У – Л. Мы слышим звук, значит звук звонкий. Правильно.
Итак характеристика звука:
Д (согласный, твердый, звонкий,
Дь (согласный, мягкий, звонкий);
Молодцы. А теперь давайте поиграем.
Игра «Поймай звук».
Приготовили ладошки и как только вы услышите звук Д хлопайте.
А-У-О-В-Д-И-Н-Е-Д-Д-Д.
У-Л. Ладошки размяли? Теперь горлышко разомнем.
Речевая зарядка.
да-до-ду-ды зда-здо-зду-зды
ди-де-дя-дю зди-зде-здя-здю
Игра «Где звук»
Показ картинок, деление на слоги и определение звука в слове.
Дом, дерево, дым вода, еда, пудель лёд.
У-Л. Давайте поиграем в еще одну игру называется «Назови ласково».
Бант-бантик,
Шар-шарик,
Замок –замочек,
Горох – горошек,
Жук – жучок,
Лук – лучок;
3. Физкультминутка «Мы идем в театр»
С тобой гуляем весело,
в театр мы идем!
Шагаем мы на месте и песенку поем.
Ля-ля-ля-ля,
Шли в театр мы шаля.
В театр мы идем.
(Шаги на месте)
Ля-ля-ля-ля,
(4 хлопка.)
Вместе песенку поем.
(Шаги на месте.)
4. Знакомство с буквой.
У – Л. С каким звуком мы познакомились в начале занятия? Верно, звук Д. а теперь давайте посмотрим как выглядит буква Д. (демонстрация буквы).
Буква «Д» — просторный дом.
В нём тепло, уютно в нём.
Там живут игрушки: куклы и зверушки.
Давайте пальчиком нарисуем буковку Д. Ребят давайте заселим нашу буковку в домик. В какой домик заселим? Правильно в синий. Почему? Потому что буква б согласная, а в синем домике живут согласные буковки.
Теперь давайте почитаем (чтение слогов и слов).
Работа с кассой.
5. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Кто даст характеристику звука?
Что понравилось на занятии?