Марина Егоровна Чурикова
Консультация для педагогов «Флортайм-развитие ребенка РАС посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Флортайм – это уникальный подход к развитию детей с расстройством аутистического спектра (РАС, который основан на использовании игры как основного инструмента обучения и социализации. Этот метод был разработан в 1980-х годах американским психологом и специалистом по аутизму, доктором Иваром Ловаасом, и с тех пор получил широкое признание и применение во всем мире.
Основная идея флортайма заключается в том, чтобы использовать игру как средство для развития социальных навыков, коммуникации и эмоционального интеллекта у детей с РАС. Этот подход основан на принципе, что игра является естественным способом взаимодействия для детей, и что через игру можно достичь значительных результатов в развитии ребенка.
Одним из ключевых аспектов флортайма является использование так называемых "спонтанных попыток" – это когда ребенок сам инициирует игру или взаимодействие, а не когда это предлагается взрослым. Это позволяет ребенку чувствовать себя более комфортно и уверенно, а также способствует развитию его инициативности и самостоятельности.
Флортайм также включает в себя использование так называемых "эмоциональных сигналов" – это когда взрослый реагирует на эмоциональные состояния ребенка, подтверждая и поддерживая его чувства. Это помогает ребенку лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также развивать эмпатию и понимание чувств других людей.
Еще одним важным аспектом флортайма является использование "социальных сигналов" – это когда взрослый использует вербальные и невербальные сигналы для общения с ребенком, такие как жесты, мимика и интонация голоса. Это помогает ребенку лучше понимать социальные сигналы и развивать свои социальные навыки.
Флортайм также включает в себя использование "ритуалов" – это когда ребенок и взрослый совместно выполняют определенные действия или ритуалы, такие как игры с мячом или совместное рисование. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и комфортно в социальных ситуациях, а также способствует развитию его социальных навыков и коммуникации.
Важным аспектом флортайма является также использование "системы подкрепления" – это когда ребенок получает положительное подкрепление за определенные действия или поведение, такие как использование определенных слов или фраз, или выполнение определенных задач. Это помогает ребенку лучше понимать, какие действия приводят к положительным результатам, и способствует развитию его мотивации и самостоятельности.
Флортайм также включает в себя использование "системы оценки" – это когда взрослый оценивает прогресс ребенка и адаптирует свои методы и стратегии в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями. Это помогает обеспечить наиболее эффективное развитие ребенка и адаптацию к его индивидуальным особенностям.
В заключение, флортайм является уникальным и эффективным подходом к развитию детей с расстройством аутистического спектра, который основан на использовании игры как основного инструмента обучения и социализации. Этот метод включает в себя использование спонтанных попыток, эмоциональных сигналов, социальных сигналов, ритуалов, системы подкрепления и системы оценки, что позволяет обеспечить комплексное развитие ребенка и адаптацию к его индивидуальным особенностям. Флортайм является важным инструментом для родителей, педагогов и специалистов, работающих с детьми с РАС, и может значительно улучшить качество их жизни и социальной интеграции.