Ирина Сафонова
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Пернатые гости весеннего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
Расширять и активизировать словарный запас детей.
Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.
Работать над грамматическим строем речи.
Развивающие:
Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.
Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в средней группе „Пернатые гости весеннего леса“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: мнемотаблица «Признаки весны», игрушечная птичка Карлуша, изображения ласточки, скворца, журавля, грача и места их прилёта, мяч, фонограмма голосов птиц.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
отгадывание загадок о птицах и весне;
чтение художественной литературы о весне и птицах;
разучивание стихов данной тематики;
прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.
Ход занятия:
Дети и воспитатель стоят на ковре полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? Я приготовила для вас очень интересную загадку, хотите её услышать?
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят по крышам капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? (весна)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним пальчиковую игру «Весна пришла» :
Весна пришла по снежному, (Дети пальчиками идут
По влажному ковру. по другой ладошке)
Рассыпала подснежники, (Растопыривают пальцы)
Посеяла траву. (Соединяют пальцы)
Теперь зовё т со всех концов: (Руки согнуты в локтях)
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов (Загибают пальцы)
Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла красавица Весна. А какие признаки весны вы знаете? (С опорой на мнемотаблицы дети рассказывают.)
- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.
- Тает снег.
- Проявляются первые проталины.
- Бегут ручьи.
- Начинается весёлая, звонкая капель.
- Прилетают птицы из тёплых краёв.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца,
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)
Воспитатель: С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют?
(Показываю птицу Карлушу. Дети рассматривают её и объясняют название «Пернатые друзья».)
Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.
Воспитатель: Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?
Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.
Воспитатель: Да, ребята, друзей надо беречь. Вот поэтому 1 апреля считается Всемирным Днём птиц. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев. Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось?
Воспитатель: Карлуша, что случилось, почему ты такая встревоженная? (Карлуша на ухо воспитателю рассказывает проблему). Ребята, Карлуша рассказала мне, что в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес не оживёт, и весна не наступит. Что же делать? Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны? Карлуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем нашим пернатым друзьям. (Карлуша прощается и улетает).
Ну что же, ребята, нам пора отправляться в путь. Вы готовы?
Физкультминутка
Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.
Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши
Весна зовё т: «гулять пора!»
Будем по лесу гулять Шагают
Чистым воздухом дышать Вдох-выдох
На носочках по тропинке,
Друг за другом мы пойдём Ходьба на носочках
В маленькие лужицы Ходьба с высоким
Не наступим, обойдём поднятием колен
Встали ели на пути,
Нам их нужно обойти Ходьба змейкой
Идите, дети, осторожно
О ели уколоться можно.
Вот сороки пролетели
Им сорокам не до сна! Взмахи руками,
Трещат сороки-белобоки: имитация полёта птицы
- Идёт весна! Идёт весна!
За весною мы пошли,
На поляну мы пришли! Ходьба
Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. Присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики.)
Воспитатель: Посмотрите, под берёзкой что-то лежит. Ребята, это записка, давайте её скорее прочитаем:
«Не хочу, чтобы птицы пели, чтобы ожил снова лес. Но если выполните все мои задания, я расколдую птиц. Предупреждаю, будет нелегко, задания очень сложные»
Колдунья.
Воспитатель: Ну что же, ребята, начнём наш нелёгкий путь. А вот все наши задания, которые мы должны выполнить.
Игровое упражнение «Кто за кем прилетит» (С игрушечной птичкой.)
Птицы с юга прилетают не все вместе, а по очереди. Послушайте, я расскажу, в каком порядке они летят. Первый ребёнок назовёт первую птицу, которая возвращается, затем передаёт птичку другому. Следующий ребёнок называет первую птичку и добавляет следующую, последний ребёнок называет всех птиц.
Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.
(Дети по очереди называют, передавая птичку).
- Идём дальше спасать птиц.
Каждой птичке своё место.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы. (Показываю изображения птиц и под ними неправильное место прилёта. Дети, прослушав стихотворение, перемещают изображение птицы на своё место прилёта)
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(грач - пашня)
2. Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка – гнездо под крышей дома)
3. Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет.
(скворец - скворечник)
4. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый.
А затылок голый, красный.
Ходит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(журавль - болото)
Воспитатель: Ребята, у нас был долгий путь, мы устали, давайте немного отдохнём и поиграем.
Игра с мячом:
- Я буду говорить задание и кидать вам мяч, вы отвечаете и возвращаете его мне. Договорились?
- Что делают птицы? (летают, улетают, прилетают, вьют, высиживают, выкармливают и т. д.).
- У кого кто? (у грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у аиста – аистёнок, у журавля – журавлёнок, у лебедя – лебедёнок и т. д.).
- Один – много (скворчонок – скворчата, лебедёнок – лебедята, аистёнок – аистята, грачонок – грачата и т. д.).
Воспитатель: После длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить гнездо, откладывают яйца и выводят птенцов. Они их кормят, заботятся о них, учат летать. Птицы очень заботливые родители.
Мимическая гимнастика «Птенцы»
Вылупившись из яйца, первый птенец удивлённо посмотрел вокруг (ребёнок открывает рот). Второй птенец увидел, как вокруг светло, тепло и радостно улыбнулся (улыбается). Третий птенец хотел вылупиться первым, но не успел, поэтому рассердился (нахмурился). Четвёртый вылупился и сразу испугался, зажмурился от солнышка (зажмурить глаза). А пятый птенец вылупился и громко зачирикал (губы трубочкой).
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли. Нашим пернатым друзьям, лес ожил и значит, весна всё-таки наступила. Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше приключение в весеннем лесу? Что интересного и нового вы узнали сегодня на занятии?