ирина черепова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте
Тема: «Помоги спасти солнышко».
Задачи: закрепить навык дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах и фразах; развивать артикуляционную и мелкую моторику, мышление, внимание.
Оборудование: мягкие игрушки (ёжик, ворона, заяц, белка, лиса, интерактивная доска
Ход работы:
Воспитатель:
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Стоя в кругу, воспитатель загадывает загадку:
Огненное блюдце
По небу катается.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [С]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Утром на востоке поднимается.
Вечером на западе
За горизонт спускается. (солнышко)
Воспитатель:
Однажды большая туча закрыло солнышко, и оно перестало освещать землю.
- Что же делать? Ребята, как вы думаете, кто может нам помочь? (ответы детей). Отгадав загадку, мы узнаем кто нам поможет:
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Воспитатель: Идёт ёжик по лесу, вокруг него шелестят листья и ветерок свистит.
Звуковая разминка «Листья» :
Листья осенние тихо кружатся (сделать круг вокруг себя)
Листья нам под ноги тихо ложатся (опускать руки сверху вниз)
И под ноги шуршат, шелестят (качать ладонями вправо -влево)
Будто опять закружиться хотят. (круг вокруг себя)
Воспитатель:
Скажите дети, как шелестят листья? (ш-ш-ш) Подул ветерок. Как он свистит? (с-с-с) Листья шуршат: ш-ш-ш-ш, ветер свистит: с-с-с. (повторить несколько раз)
Идет ёжик, идет… А на встречу ему, догадайтесь, отгадав загадку:
Домик есть и даже рожки
Бродит тихо без дорожки,
Лист зелёный ей, как плитка.
Это существо… (Улитка)
Пальчиковая игра «Улитка» :
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобные лепешки,-
Высуни рожки!
Воспитатель:
Спросил ёжик у улитки, как ему к солнышку пройти, а она говорит:
- Спроси лучше у вороны! Она везде летает, может и знает!
Идет ёжик дальше, и вдруг видит, на пеньке сидит ворона.
Спросил ёж ворону, где солнышко живёт? А ворона сказала, что, если с ней они поиграю, может и подскажет, где солнышко живет.
Игра «Какой звук в слове?» :
На экране появится картинка, дети должны произнести слово и ответить, какой звук в этом слове – (С или Ш)
(снеговик, миска, слон, карандаш, машина, бусы, шкаф, малыш, сумка).
Вороне понравилось с вами играть, она для вас приготовила еще одну игру. Игра на внимание:
Если услышите в слове звук (С) – хлопните в ладоши, а если услышите в слове звук (Ш) – топните ногами.
Слова: каша, башня, касса, басня, крыса, усы, крыша, уши, нос, каска, нож, мышь, рост, мыс, рожь, мишка, сутки, миска, шутки, кашка.
Воспитатель:
Молодцы!
Ворона не смогла ответить, где солнышко живет.
Идёт ёжик дальше. Видит на травке сидит зайчик, носик прикрывает лапкой.
Воспитатель:
Что же с ним случилось? Слушайте внимательно и повторяйте за мной:
Ша-ша-са, ша-ша-са – на пеньке сидит оса.
Ша-ша-са, ша-ша-са – села мне на нос оса.
Ша-ша-са, ша-ша-са – укусила в нос оса.
Шо-шо-со, шо-шо-со – стал мой нос как колесо.
Шу-шу-су, шу-шу-су – лапкой я гоню осу.
Ша-ша-са, ша-ша-са – улетела в лес оса.
Ёжик пожалел зайчика, спросил у него, как пройти к солнышку. Но зайка не знал. Он предложил спросить у белки.
Физминутка (движения соответственно тексту) :
По лесной сухой дорожке –
Топ – топ – топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягоды, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадётся волк –
Превратится ёж в клубок.
Ощетинит он иголки,
Не достанется он волку!
Ёж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
Ёжик по дороге встретил белку, которая приготовила игру «Скажи слово правильно». Я буду называть вам слово без первого звука. Вы должны вставить звук (С) или (Ш) в слово, правильно его назвать. Если вы верно ответите, то на экране появится картинка.
(шапка, шуба, сумка, стол, слон)
Белка не знала, где солнышко живёт. Но предложила спросить у лисички, может она знает, где солнышко живёт.
Лисичка на полянке играла в интересную игру с мячом «Замени звук». Ёжик предложил, а давайте и мы поиграем в эту игру: я буду бросать вам мяч и произносить слово со звуком (Ш). Вы должны, бросая мяч мне обратно, заменить в этом слове звук Ш на звук С и сказать новое слово. Например, шутки – сутки.
Шкала – скала, штык – стык, мышь – мыс, плюш – плюс, шпоры – споры, шок – сок, ваш – вас, наш – нас.
Ёжик спросил у лисички, не знает ли она, как к солнышку пройти. Лисичка сказала, что не знает. Ей и самой без солнышка грустно. Лисичка сказала, что надо весело назвать солнышко и спеть ему песенку. Может солнышко нас услышит и появится на небе.
Дети исполняют песню «Солнышко, солнышко, выходи».
Воспитатель:
Вот и выглянуло солнышко из-за тучи! Все очень обрадовались! Какие игры вам понравились? С какими звуками мы сегодня с вами играли? (звуки С и Ш)