Алина Степанова
«Знакомство со словом». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений у детей о слове как смысловой единице речи.
Задачи:
1. Образовательные:
• Познакомить детей с понятием «слово»;
• Упражнять детей в самостоятельном назывании слов и их чётком произношении.
2. Развивающие:
• Развивать слуховое внимание, память, мышление;
• Развивать представление о многообразии слов;
• Продолжать развивать умение слышать и различать произносимые слова.
3. Воспитывающие:
• Продолжать воспитывать детей говорить каждое слово отчетливо, ясно, внятно;
• Воспитывать любознательность, творческую активность;
• Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование: кастрюля с бутафорскими овощами (картошка, свёкла, лук, морковь, капуста; следы; игрушки животных.
Возраст: 4-5 лет
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход НОД
1. Вводная часть (1-2 мин.)
Дети прибирают игрушки и выходят в приёмную. Там они видят следы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в приёмной?
Воспитатель: А чьи это следы? (слушаем предположения детей). Давайте посмотрим, куда они нас приведут.
2. Основная часть (15 мин.)
Воспитатель заходит с детьми в группу.
Воспитатель: Ребята, смотрите, что это на столе! Это же зверята из леса, в котором мы с вами недавно были.
Зверята: Ребята, помогите нам, мы пришла к вам в гости, но за нами увязался злодей и заколдовал нас. Чтобы расколдовать нас, нужно назвать нас громко, четко, чтобы было слышно всем-всем.
Зверята: Фух, спасибо вам! Мы к вам в гости не просто так пришли, мы с вами поиграть хотим, научите нас чему-нибудь новому!
Воспитатель: Присаживайтесь рядом с нами, зверята, сейчас мы вам расскажем кое-что интересное!
Воспитатель: Кукла, стол, карандаш. О чем это я?
Воспитатель: Все это предметы, которые я вижу. Ребята, вокруг нас много предметов и каждый из них мы можем назвать словом. Постарайтесь найти в нашей группе такой предмет, который никак не называется. Значит все, что нас окружает имеет название, обозначается словом.
Воспитатель: А теперь с вами поиграем. Осмотритесь вокруг себя, что вы видите? Сейчас каждый, кому я кину мяч, назовет по одному слову, которое обозначает предмет, находящийся в группе.
Всему название дано:
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Ложка – это ложка, А я придумал слово,
Ложкой суп едят. Смешное слово – плим.
Кошкам – это кошка, Я повторяю снова –
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка – это тряпка, Вот прыгает и скачет
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим,
Шапка – это шапка, И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.
Воспитатель: вы знаете, что такое за слово – пилим? Потому что это слово ничего не обозначает, а слово всегда должно что-то обозначать. Какие слова были в стихотворении?
Воспитатель: А теперь немного отдохнём с вами!
Подвижная игра «Поезд»
В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, – роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т. д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролям.
[Воспитатель: А давайте вспомним стихотворение «Какие бывают слова». Я буду читать, а вы — добавлять нужные слова.
Есть сладкое слово — конфета,
Есть быстрое слово — ракета,
Есть кислое слово — лимон,
Есть слово с окошком — вагон,
Есть слово колючее — ёжик,
Есть слово промокшее — дождик,
Есть книжное слово — страница,
Есть слово лесное — синица,
Есть слово пушистое — снег,
Есть слово весёлое — смех.
Воспитатель: Какие слова вы добавляли?
Воспитатель: А сейчас я хочу с вами поиграть.
Игра "Пары слов".
Воспитатель: Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните его "пару".
Магазин-продавец, кошка-молоко, мальчик-машина, тетрадь-карандаш, садик-дети, книга-сказка, дорога-светофор, магазин-продавец, подарки-праздник.
Воспитатель: Ребята, смотрите какой суп приготовила нянечка. А вы знаете, что и в нём слова «плавают»? А теперь мы будем «доставать» слова из борща (берём в руки заранее приготовленную кастрюлю с бутафорскими овощами).
Воспитатель: Если вы правильно назовёте слово, я достану из кастрюли предмет (дети называют слова: капуста, картошка, свёкла, лук, морковь).
Воспитатель: Как назвать одним словом все эти предметы? Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!
Зверята: Ох, ребята, сколько мы сегодня нового узнали, спасибо вам. Уже поздно, наши мамы волноваться будут, нам нужно возвращаться домой. Мы еще обязательно к вам придем!
Воспитатель: Давайте попрощаемся со зверятами. До свидания, зверята!
3. Заключительная часть (1-2 мин.)
Воспитатель: Понравилось вам занятие? А что понравилось больше всего? С чем мы знакомились? Спасибо, вы большие молодцы!
Список используемой литературы:
1. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.