Получи документы

«Знакомство со словом». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе

Алина Степанова
«Знакомство со словом». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование представлений у детей о слове как смысловой единице речи.

Задачи:

1. Образовательные:

• Познакомить детей с понятием «слово»;

• Упражнять детей в самостоятельном назывании слов и их чётком произношении.

2. Развивающие:

• Развивать слуховое внимание, память, мышление;

• Развивать представление о многообразии слов;

• Продолжать развивать умение слышать и различать произносимые слова.

3. Воспитывающие:

• Продолжать воспитывать детей говорить каждое слово отчетливо, ясно, внятно;

• Воспитывать любознательность, творческую активность;

• Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: кастрюля с бутафорскими овощами (картошка, свёкла, лук, морковь, капуста; следы; игрушки животных.

Возраст: 4-5 лет

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход НОД

1. Вводная часть (1-2 мин.)

Дети прибирают игрушки и выходят в приёмную. Там они видят следы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в приёмной?

Воспитатель: А чьи это следы? (слушаем предположения детей). Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

2. Основная часть (15 мин.)

Воспитатель заходит с детьми в группу.

Воспитатель: Ребята, смотрите, что это на столе! Это же зверята из леса, в котором мы с вами недавно были.

Зверята: Ребята, помогите нам, мы пришла к вам в гости, но за нами увязался злодей и заколдовал нас. Чтобы расколдовать нас, нужно назвать нас громко, четко, чтобы было слышно всем-всем.

Зверята: Фух, спасибо вам! Мы к вам в гости не просто так пришли, мы с вами поиграть хотим, научите нас чему-нибудь новому!

Воспитатель: Присаживайтесь рядом с нами, зверята, сейчас мы вам расскажем кое-что интересное!

Воспитатель: Кукла, стол, карандаш. О чем это я?

Воспитатель: Все это предметы, которые я вижу. Ребята, вокруг нас много предметов и каждый из них мы можем назвать словом. Постарайтесь найти в нашей группе такой предмет, который никак не называется. Значит все, что нас окружает имеет название, обозначается словом.

Воспитатель: А теперь с вами поиграем. Осмотритесь вокруг себя, что вы видите? Сейчас каждый, кому я кину мяч, назовет по одному слову, которое обозначает предмет, находящийся в группе.

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Ложка – это ложка, А я придумал слово,

Ложкой суп едят. Смешное слово – плим.

Кошкам – это кошка, Я повторяю снова –

У кошки семь котят. Плим, плим, плим.

Тряпка – это тряпка, Вот прыгает и скачет

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим,

Шапка – это шапка, И ничего не значит

Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

Воспитатель: вы знаете, что такое за слово – пилим? Потому что это слово ничего не обозначает, а слово всегда должно что-то обозначать. Какие слова были в стихотворении?

Воспитатель: А теперь немного отдохнём с вами!

Подвижная игра «Поезд»

В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, – роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т. д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролям.

[Воспитатель: А давайте вспомним стихотворение «Какие бывают слова». Я буду читать, а вы — добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово — конфета,

Есть быстрое слово — ракета,

Есть кислое слово — лимон,

Есть слово с окошком — вагон,

Есть слово колючее — ёжик,

Есть слово промокшее — дождик,

Есть книжное слово — страница,

Есть слово лесное — синица,

Есть слово пушистое — снег,

Есть слово весёлое — смех.

Воспитатель: Какие слова вы добавляли?

Воспитатель: А сейчас я хочу с вами поиграть.

Игра "Пары слов".

Воспитатель: Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните его "пару".

Магазин-продавец, кошка-молоко, мальчик-машина, тетрадь-карандаш, садик-дети, книга-сказка, дорога-светофор, магазин-продавец, подарки-праздник.

Воспитатель: Ребята, смотрите какой суп приготовила нянечка. А вы знаете, что и в нём слова «плавают»? А теперь мы будем «доставать» слова из борща (берём в руки заранее приготовленную кастрюлю с бутафорскими овощами).

Воспитатель: Если вы правильно назовёте слово, я достану из кастрюли предмет (дети называют слова: капуста, картошка, свёкла, лук, морковь).

Воспитатель: Как назвать одним словом все эти предметы? Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

Зверята: Ох, ребята, сколько мы сегодня нового узнали, спасибо вам. Уже поздно, наши мамы волноваться будут, нам нужно возвращаться домой. Мы еще обязательно к вам придем!

Воспитатель: Давайте попрощаемся со зверятами. До свидания, зверята!

3. Заключительная часть (1-2 мин.)

Воспитатель: Понравилось вам занятие? А что понравилось больше всего? С чем мы знакомились? Спасибо, вы большие молодцы!

Список используемой литературы:

1. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе Цель: Познакомить.

Конспект занятия «Как помочь зимующим птицам» по речевому развитию в средней группе Конспект «Как помочь зимующим птицам» по речевому развитию в средней группе. Тема: «Как помочь зимующим птицам» Цель: Учить детей помогать.

«На помощь ёлочке». Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе с использованием технологии ТРИЗ«На помощь ёлочке». Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе с использованием технологии ТРИЗ Цель: закрепление у детей умения составлять загадку по технологии ТРИЗ. Задачи. Образовательные: упражнять детей в умении подбирать антонимы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Знакомство со словом». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 11:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство со словом». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Алина Степанова (УИ 2607309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД