Лабутина Елизавета
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Органы артикуляции. Неречевые и речевые звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате, познакомить с органами артикуляции; познакомить детей с понятием «звук», научить различать речевые и неречевые звуки.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Формировать понятие «звук», формировать умение различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы);
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе „Органы артикуляции, Неречевые и речевые звуки“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Познакомить детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
Упражнять в назывании частей лица и артикуляционных органов.
Коррекционно – развивающие:
Развивать координацию движений через физминутку;
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику (мелкой моторики пальцев рук);
Развивать фонематическое восприятие в слогах и словах;
Развивать операции звукового анализа и синтеза;
Развивать модуляцию голоса;
Развивать координацию движений, пространственной ориентации;
Развивать воображение.
Коррекционно – воспитательные:
Формировать умение правильно вести себя на занятиях;
Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Демонстрационный материал: коробка с предметами, производящими музыкальные и бытовые звуки; иллюстрации: неречевые и речевые звуки, артикуляционный аппарат; демонстрационная игрушка «Каркарыч».
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, задания.
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент).
1. Организационный момент.
- Сначала я предлагаю сесть тем детям, которые сегодня одеты в желтый цвет, а теперь красный (и по наглядности)
- Ребята, вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? (Он помогает детям правильно разговаривать) А у кого бывает речь? (У людей) А для чего нужна речь? (Чтобы люди понимали друг друга)
- Правильно!
2. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы нам с вами правильно и чётко разговаривать, нужно делать артикуляционную гимнастику.
не понравилось ему птичье пение. Заколдовал он всех птиц. И в лесу больше не
слышно их пения. Но, что-бы расколдовать их, злой волшебник придумал задания.
Поможем птицам?
Основная часть
II. Основная часть.
1. Знакомство с новым материалом.
Игра «Заколдованные птицы»
- Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.
- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
2. Игра «Молчанка».
- Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он? Человека окружает множество звуков- машины, электроприборы, звуки животных и людей.
Перед детьми выставляется коробка с предметами, издающими неречевые звуки.
3. Игра «Узнай по звукам».
- Сейчас я буду издавать различные звуки, а вы попробуете их отгадать.
- Ребята, все эти звуки исходят от действия с различными предметами. И называются они - неречевые звуки.
4. Знакомство с термином речевой звук. Игра «Звукоподражания».
- Ребята, скажите, как говорит лягушка? Кошка? Ворона? Собака? Корова? Воробей?
- Можно ли считать это речью?
- Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных.
- А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.
- А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.
5. Знакомство с органами артикуляции.
- Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов?
- Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – это домик звуков.
- В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами) :
- Первая дверь это губы, вторая- зубы.
- Произнеси звук (п). Этот звук произносим губами.
- Произнесите звук (л). Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть - потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.
- Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д)- здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с).
- Органы которые участвуют в образовании звуков можно назвать одним словом -артикуляционный аппарат.
- Теперь посмотрим на схему артикуляционного аппарата и назовем его части:
Щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо все органы находятся в ротовой области. А также глотка и гортань.
6. Физкультурная минутка.
7. Выполнение заданий по определению речевых и неречевых звуков.
Игра «Какая картинка лишняя»
вата собака ванна
волк ключ конфета
веник ведро валенки
Игра «Какая картинка лишняя»
вата собака ванна
волк ключ конфета
веник ведро валенки
гра «Какая картинка лишняя»
вата собака ванна
волк ключ конфета
веник ведро валенки
гра «Какая картинка лишняя»
вата собака ванна
волк ключ конфета
веник ведро валенки
гра «Какая картинка лишняя»
вата собака ванна
волк ключ конфета
веник ведро валенки
гра «Какая картинка лишняя»
вата собака ванна
волк ключ конфета
веник ведро валенки
гра «Какая картинка лишняя»
вата собака ванна
волк ключ конфета
веник ведро валенки
Игра «Какая картинка лишняя»
вата собака ванна
волк ключ конфета
веник ведро валенки
Заключение
III. Итоги занятия.
- Ребята, о чём мы говорили на занятии? Что вы узнали нового?