Татьяна Сахнова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слоговой состав слова» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги,
совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова. Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.
Формировать навыки учебной деятельности: быть внимательными, успевать выполнять задание со всеми детьми.
Оборудование: предметные картинки, игрушки Буратино, карточки – схемы.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Слоговой состав слова“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Мы живем одной семьей,
Очень дружной и большей
Идем сказочной тропою
Каждый здесь у нас герой.
Сегодня в гостях у нас Буратино.
1. Беседа
Слова можно разделить на части — слоги. Давайте попробуем произнести слово «ворона» частями: Во-ро-на. Сколько частей в слове «ворона»? (Три.) Назовите первую часть, вторую, третью. Сколько гласных звуков в слове «ворона»? (Три.) Аналогично проводится работа со словом «коза». Проведя наблюдение, дети приходят к выводу, что, сколько в слове гласных звуков — столько и слогов.
Игра: «Сосчитай сколько слов в предложении».
Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.
Например: Буратино читает книгу. (2-3-слова)
2. Игра «Добавь слог».
Буратино тоже хочет поиграть с нами. Он задумал слова, но забыл их, надо ему помочь. Он дает нам подсказку - картинки. Мы ему конечно поможем, и все его слова отгадаем (воспитатель показывает картинки, а дети добавляют пропущенные слоги : коро., котя., мыш., бел.)
3. Практическая работа.
Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
Воспитатель объясняет детям, что в СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.
Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).
В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.
При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)
4. Игра «Раздели слова на слоги».
- Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.
Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.
5. Работа у доски
-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.
-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.
Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.
7. Итог занятия
-Что нового вы узнали на занятии?
- Чему научились?
-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?
Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.