Наталья Хомич
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5–6 лет) «Выделение звука в слове»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте
В старшей группе (5-6лет)
Тема: «Выделение звука в слове» занятие № 2
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5–6 лет) „Выделение звука в слове“» размещена в разделах
Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественного слова
Цель: учить называть слово с заданным звуком
Программное содержание : закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слово с заданным звуком. Учить детей делить слова на слоги /двусложные/, называть слова с заданным количеством слогов.
Демонстрационный материал: игрушки (лиса, медведь, заяц, кот, сундук, фишки
Планируемые результаты: дети называют слова с заданным звуком
Структура занятия
I Вводная часть. Сюрпризный момент. Сундучок. 3мин
II Основная часть 20мин
Дидактическое упражнение «Звук Ж» 4мин
Дидактическая игра «Слова со звуком Ж» 4мин
Физминутка «Звериная зарядка» 2мин
Дидактическое упражнение «Части слова». 5мин
Словесная игра «Назови слова» 5мин
III Заключительная часть. Итог 2мин
Длительность 25минут
Ход занятия
I Вводная часть. Сюрпризный момент. Сундучок. Воспитатель вносит сундучок и спрашивает: Ребята, а хотите узнать, что лежит в сундучке? Отгадайте загадку: У него четыре лапки, лапки – цап-царапки.
Пара чутких ушей, он – угроза для мышей. (Кот). Достает игрушку кота
II Основная часть.
1. Дидактическое упражнение «Звук Ж». Воспитатель предлагает послушать стихотворение о коте, показывая игрушку:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Кушать хочется,
Да лень ворочаться.
Вот и ждет рыжий кот –
Может, миска подползет.
«Вот какой ленивый кот», заключает воспитатель и предлагает детям послушать, как он по-другому прочтет начало этого стихотворения. Читает первые строчки, с интонационным выделение в словах звука [ж]. Спрашивает, кто заметил, как он читал отрывок из стихотворения.
«Вы жужжали». «Какой звук «жужжал» в этом стихотворении?» - Звук [ж]. Воспитатель предлагает детям хором прочитать отрывок из стихотворения так, чтобы все хорошо услышали в нем звук [ж]. Затем вызывает 2-3 человека прочесть также. При необходимости помогает им, дает образец произнесения.
Дети отыскивают в отрывке слова со звуком [ж], произносят их с интонационным выделением этого звука.
2. Дидактическая игра «Слова со звуком Ж» Ребята называют 8-10 слов со звуком [ж]. Упражнение производится в темпе, фишки за ответы не даются.
3. Физминутка «Звериная зарядка»
Раз-присядка, два-прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, переступать с ноги на, ногу, раскачивать туловище в стороны)
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
4. Дидактическое упражнение «Части слова». Воспитатель достает из сундучка игрушечных зверей лису, медведя, зайца. Дети называют животных, отмечают, как назвать их одним словом.
Педагог предлагает назвать слово лиса не сразу, а по частям. Как правило, это задание не вызывает у детей затруднения. Если необходимо, воспитатель дает образец такого произношения (послушайте, как я скажу это слово : ли-са) и вызывает несколько человек повторить. Потом он спрашивает, на сколько частей делится это слово. - На две части.
Какая первая часть? – ли.
Назовите вторую часть. – са.
Скажите слово по частям. –ли-са.
Сколько слов вы сказали? – Одно.
Далее дети самостоятельно произносят по слогам слова медведь, заяц подсчитывают число частей в словах, определяют первый, второй слоги. По предложению воспитателя произносят слова по частям.
5. Словесная игра «Назови слова» Воспитатель предлагает вспомнить других животных, в названии которых два слога. Дети называют: белка, барсук, ежик, кабан, олень…
Слова произносятся по слогам. За правильные слова дается фишка.
III Заключительная часть. Итог. Ребята, скажите какой звук, мы сегодня учились произносить? А в какие игры играли? Что было сложно? А что понравилось на занятий? Вы все молодцы!
Методическая литература:Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова "Обучение дошкольников грамоте"