Алена Старченко
«Звуки [ф], [ф’] и буква Ф». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [ф], [ф’] и буква Ф.
Задачи:
Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф’].
Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф’] в ряду звуков, слогов, слов.
Закреплять умение определять место звука в слове.
Формировать представления о родственных словах.
Уметь печатать заглавную и прописную буквы Фф.
Материал:
Две куклы: Фома и Филя.
Картинки с изображением фотоаппарата, фотографа, фотоальбома, фотографий.
Публикация «„Звуки [ф], [ф’] и буква Ф“, Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф’].
Картинки с изображением буквы Ф, филина, ключа.
Тетради. Простые карандаши.
Этапы занятий
Деятельность педагога
Деятельность детей
Примечание
Приветствие
Здравствуй, солнышко – дружок,
Здравствуй, носик – пятачок
Здравствуйте, губки
Здравствуйте, зубки
Губками «почмокали»
Зубками «пощёлкали»
Ручки вверх подняли
И ими помахали
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали
руки вверх, «фонарики»
указательным пальцем показываем носик
показываем губки
показываем зубки
«чмокаем»
«щёлкаем»
поднимаем ручки вверх
машем ладошками
хором здороваемся
Дети с воспитателем выполняют движения по тексту
Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат.
Воспитатель вносит кукол с фотоаппаратом.
Основная часть.
Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)
Работа над родственными слова: -Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова.
Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото, как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.
Характеристика звука «Ф»
- Произнесите звуки (ф и фь). Как выходит воздух? (свободно или что–то мешает ему, пропой). Если воздуху что-то мешает (нижняя губа и верхние зубы, значит это какой звук, гласный или согласный? (согласный). Положите руку на горло. Оно дрожит? (нет) Значит голоса нет. Звук (ф) – глухой.
-Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).
Какой он, звук [ф]?
В слове Филя – первый звук (фь). Расскажите о звуке [ф’].
Звуки [ф, ф’] звонкие или глухие? Объясните, почему эти звуки глухие?
Дифференциация на слух звуков [ф,ф’] в ряду слогов
- Ребята, я буду называть слоги.
А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф’] – поднимите зеленый кружок.
Слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ).
Дифференциация на слух звуков [ф,ф’] в ряду слов
Воспитатель:- А сейчас я буду произносить слова. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф’] – поднимите зеленый кружок.
Слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе).
Работа в тетради «Найди нужную фотографию»
Воспитатель: -Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.
На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф] вы обведете в синий кружок, а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф’] вы обведете в зеленыйкружок.
Физминутка
Воспитатель: -Филя и Фома, немного устали И вы наверное тоже? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Раз присели, два привстали, Три нагнулись и достали Левой ручкою носок, Правой ручкой потолок. А теперь давайте вместе. Все попрыгаем на месте. Повертелись, покрутились. И за парту все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.
Определение места звуков [ф,ф’] в слове
Воспитатель: -А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф’] – в начале, в середине или в конце слова. Сейчас я вместе с Филей и Фомой будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф’] – в начале, в середине или в конце слова (фара, фабрика, фасоль. телефон, магнитофон, африка, шарф, фотограф, жираф).
Упражнение на развитие слогового синтеза
Воспитатель:- Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают вам почитать. Я буду называть два звука обозначать их буквами на доскеа вы будете читить. (аф, оф, иф, уф, еф, фа, фо, фи, фу, фе).
- Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.
Воспитатель показывает картинку с изображением буквы Ф.
Воспитатель: -На что похожа буква Ф?
(Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, воспитатель показывает картинки-символы и читает стихи:
– Филин, два огромных глаза,
Букву Ф напомнит сразу.
– Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
– Филя ходит – руки в боки,
Значит, выучил уроки.
- Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
Печатание буквы Ф
Воспитатель: -Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.
Заключительная часть. (рефлексия)
- Ребята, кто приходил к нам сегодня? С какой буквой мы работали?
Чему мы сегодня научились? Что узнали?
Молодцы! Вы сегодня помогли нашим друзьям справиться с заданиями Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!
Ответы детей
Самоанализ
На занятии присутствовало 8 детей.
Перед проведением занятия проведена предварительная работа. Использовались разнообразные методы и приемы: работа над звуковым анализом; дидактические игры «Поймай звук», «Хлопни в ладоши», «Прохлопай слово»
Цель моего занятия : повторить звук [ф, ф’].
Научить печатать букву Ф.
Задачи:
Образовательные: закрепить правильное произношение звуков [ф, ф’].
Продолжать учить выделять и дифференцировать звуки [ф, ф’] на фоне слога и слова.
Закреплять умение определять место звука в слове.
Закреплять навыки звукового анализа слов.
Учить писать букву Ф.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф’] в ряду звуков, слогов, слов.
Повышать речевую активность.
Методы и приё мы: Словесный (вопросы, объяснение, наглядный (показ картинок, игровой, практический (звуковой анализ).
Непосредственно образовательная деятельность была построена с учётом интересов, темперамента, уровня подготовки детей. Она была организованно с опорой на предыдущие знания детей. Занятие состояло из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.
Большинство детей на занятии были активны, но присутствовали дети, которые принимали пассивное участие в занятии вследствие долгого отсутствия в ДОУ. С этими детьми будет проведена индивидуальная работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза слов.
При проведении занятия старалась добиваться, чтобы дети различали звуки [ф, ф’], не путали понятия «звук» и «буква».
Уделялось большое внимание развитию фонематического слуха: выделение звука из ряда звуков, в слогах и словах, определения места звука в слове.
Во время занятия не использовала название букв алфавита. Так как при обучении чтению дети будут называть не звук, а букву (ребенок читает дэ-о-эм, а не д-о-м).
При знакомстве с буквой мы обозначили звук условно-графическим изображением, то есть закрепляли зрительный образ буквы.
При выполнении самостоятельных заданий уделяла внимание каждому ребенку.
Длительность занятия - 25 мин, что соответствует нормам СанПин.
Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были мной выполнены на необходимом уровне.
В перспективе, наметила продолжить работу по развитию навыков звукового анализа детей, развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.