МААМ-картинки

«Звуки [ф], [ф’] и буква Ф». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Алена Старченко
«Звуки [ф], [ф’] и буква Ф». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Звуки [ф], [ф’] и буква Ф.

Задачи:

Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф’].

Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф’] в ряду звуков, слогов, слов.

Закреплять умение определять место звука в слове.

Формировать представления о родственных словах.

Уметь печатать заглавную и прописную буквы Фф.

Материал:

Две куклы: Фома и Филя.

Картинки с изображением фотоаппарата, фотографа, фотоальбома, фотографий.

Публикация «„Звуки [ф], [ф’] и буква Ф“, Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах

Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф’].

Картинки с изображением буквы Ф, филина, ключа.

Тетради. Простые карандаши.

Этапы занятий

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Приветствие

Здравствуй, солнышко – дружок,

Здравствуй, носик – пятачок

Здравствуйте, губки

Здравствуйте, зубки

Губками «почмокали»

Зубками «пощёлкали»

Ручки вверх подняли

И ими помахали

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали

руки вверх, «фонарики»

указательным пальцем показываем носик

показываем губки

показываем зубки

«чмокаем»

«щёлкаем»

поднимаем ручки вверх

машем ладошками

хором здороваемся

Дети с воспитателем выполняют движения по тексту

Введение в игровую ситуацию.

- Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат.

Воспитатель вносит кукол с фотоаппаратом.

Основная часть.

Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)

Работа над родственными слова: -Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова.

Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото, как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.

Характеристика звука «Ф»

- Произнесите звуки (ф и фь). Как выходит воздух? (свободно или что–то мешает ему, пропой). Если воздуху что-то мешает (нижняя губа и верхние зубы, значит это какой звук, гласный или согласный? (согласный). Положите руку на горло. Оно дрожит? (нет) Значит голоса нет. Звук (ф) – глухой.

-Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).

Какой он, звук [ф]?

В слове Филя – первый звук (фь). Расскажите о звуке [ф’].

Звуки [ф, ф’] звонкие или глухие? Объясните, почему эти звуки глухие?

Дифференциация на слух звуков [ф,ф’] в ряду слогов

- Ребята, я буду называть слоги.

А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф’] – поднимите зеленый кружок.

Слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ).

Дифференциация на слух звуков [ф,ф’] в ряду слов

Воспитатель:- А сейчас я буду произносить слова. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф’] – поднимите зеленый кружок.

Слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе).

Работа в тетради «Найди нужную фотографию»

Воспитатель: -Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф] вы обведете в синий кружок, а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф’] вы обведете в зеленыйкружок.

Физминутка

Воспитатель: -Филя и Фома, немного устали И вы наверное тоже? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Раз присели, два привстали, Три нагнулись и достали Левой ручкою носок, Правой ручкой потолок. А теперь давайте вместе. Все попрыгаем на месте. Повертелись, покрутились. И за парту все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.

Определение места звуков [ф,ф’] в слове

Воспитатель: -А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф’] – в начале, в середине или в конце слова. Сейчас я вместе с Филей и Фомой будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф’] – в начале, в середине или в конце слова (фара, фабрика, фасоль. телефон, магнитофон, африка, шарф, фотограф, жираф).

Упражнение на развитие слогового синтеза

Воспитатель:- Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают вам почитать. Я буду называть два звука обозначать их буквами на доскеа вы будете читить. (аф, оф, иф, уф, еф, фа, фо, фи, фу, фе).

- Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.

Воспитатель показывает картинку с изображением буквы Ф.

Воспитатель: -На что похожа буква Ф?

(Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, воспитатель показывает картинки-символы и читает стихи:

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу.

Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

– Филя ходит – руки в боки,

Значит, выучил уроки.

- Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.

Печатание буквы Ф

Воспитатель: -Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.

Заключительная часть. (рефлексия)

- Ребята, кто приходил к нам сегодня? С какой буквой мы работали?

Чему мы сегодня научились? Что узнали?

Молодцы! Вы сегодня помогли нашим друзьям справиться с заданиями Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!

Ответы детей

Самоанализ

На занятии присутствовало 8 детей.

Перед проведением занятия проведена предварительная работа. Использовались разнообразные методы и приемы: работа над звуковым анализом; дидактические игры «Поймай звук», «Хлопни в ладоши», «Прохлопай слово»

Цель моего занятия : повторить звук [ф, ф’].

Научить печатать букву Ф.

Задачи:

Образовательные: закрепить правильное произношение звуков [ф, ф’].

Продолжать учить выделять и дифференцировать звуки [ф, ф’] на фоне слога и слова.

Закреплять умение определять место звука в слове.

Закреплять навыки звукового анализа слов.

Учить писать букву Ф.

Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф’] в ряду звуков, слогов, слов.

Повышать речевую активность.

Методы и приё мы: Словесный (вопросы, объяснение, наглядный (показ картинок, игровой, практический (звуковой анализ).

Непосредственно образовательная деятельность была построена с учётом интересов, темперамента, уровня подготовки детей. Она была организованно с опорой на предыдущие знания детей. Занятие состояло из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

Большинство детей на занятии были активны, но присутствовали дети, которые принимали пассивное участие в занятии вследствие долгого отсутствия в ДОУ. С этими детьми будет проведена индивидуальная работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза слов.

При проведении занятия старалась добиваться, чтобы дети различали звуки [ф, ф’], не путали понятия «звук» и «буква».

Уделялось большое внимание развитию фонематического слуха: выделение звука из ряда звуков, в слогах и словах, определения места звука в слове.

Во время занятия не использовала название букв алфавита. Так как при обучении чтению дети будут называть не звук, а букву (ребенок читает дэ-о-эм, а не д-о-м).

При знакомстве с буквой мы обозначили звук условно-графическим изображением, то есть закрепляли зрительный образ буквы.

При выполнении самостоятельных заданий уделяла внимание каждому ребенку.

Длительность занятия - 25 мин, что соответствует нормам СанПин.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были мной выполнены на необходимом уровне.

В перспективе, наметила продолжить работу по развитию навыков звукового анализа детей, развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Звуки [ф], [ф’] и буква Ф». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 16:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звуки [ф], [ф’] и буква Ф». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Алена Старченко (УИ 3301402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД