Наида Асланова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [р]-[р’], буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки р, рь и буква Р.
Цель: выделение заданного согласного звука в начале,
в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;
дифференциация звуков р-рь;
воспроизведение и чтение слов из 4-7 звуков;
чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Р большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); куклы Незнайки, мальчика и девочки; картинки: скворец, ворона, сорока, воробей, коростель, свиристели, снегири, стрижи, Буратино, Петрушка, Чебурашка, крокодил Гена; картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц; магнитная доска с буквами.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [р]-[р’], буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия.
1. Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите, как каркает ворона? (Кар-р-р). Как мурлычет кошечка? (Мур-р-р). Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. (Р-р-р). Изобразите, как рычит маленький тигренок. (Рь-рь-рь). Ребята, вы догадались, какие звуки мы с вами сегодня будем изучать? (Звуки р, рь).
2. Отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей).
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… (скворец).
Какой звук вы услышали в слове воррробей? (Звук р). А в слове скворец? (Звук рь).
Характеристика звуков р, рь по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите звук р. Какой он? Радостный или грустный? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий. Назовите братца звука р. (Это мягкий звук рь).
3. Игра «Поймай звук».
Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук р, хлопните в ладошки, а если услышите звук рь – топните ногой : рак, руки, реки, репка, радуга, рот, рис, дорога, снегири, Марина, корова, забор, фонарь, букварь, топор.
4. Игра «Что за птица?»
Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц. Рядом расположены предметные картинки с птицами.
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам в кормушку прилетели…
Вносится кукла Незнайка.
Незнайка хочет узнать, кто прилетел в кормушку. Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук р. (Ворона, сорока, воробей, коростель). Разделите эти слова на слоги.
А какие птицы со звуком рь прилетели к кормушке? (Свиристели, снегири.) Разделите эти слова на слоги.
Кого мы увидели в кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, свиристелей, снегирей). Какие это птицы? (Зимующие).
5. Проводится игра «Кто улетел» и с каким звуком.
Дети закрывают глаза, убирается 1 картинка, дети угадывают, кто улетел. (Например, улетел воробей. В слове воробей твердый звук р.)
6. Развитие функции языкового анализа и синтеза.
Задания от имени Незнайки:
* узнавание птиц по первому и последнему звуку;
* Выставляются 2 куклы – мальчик и девочка. Ребята Рома и Рита пришли покормить птиц. Выложите их имена кружочками.
* Мы сегодня говорили о зимующих птицах. А каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей. Выложите кружочками слово стрижи;
7. Физкультминутка «Буратино».
Дети имитируют все движения.
8. Выставляются картинки сказочных героев.
Ребята, эти сказочные герои расстроены, потому что Дракон забрал у них один звук. Давайте вернем его. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это.
Бу_атино, Пет_ушка, Чебу_ашка, к_окодил Гена.
9. «Знакомство с буквой Р».
Букву Р писать несложно.
Снова к палке осторожно
Подрисуем мы кружок,
И получится флажок.
Чтение слогов: ра, ро, ру, ры, ри, ар, ор, ур, Ир. Чтение слов: Рома, Рита, радуга, гагара, воробей, топор, комар. Чтение предложения: У Риты воробей. Выкладывание слов на магнитной доске. Написать букву и слова.
10. Итог. Оценка деятельности детей.