Ольга Фофанова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Страну Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №12
«Путешествие в Страну Знаний»
Подготовила конспект :
Воспитатель Фофанова О. П.
г. Оленегорск
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие в Страну Знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
2020г.
Виды деятельности:
Социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель:
Закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению, желание учиться.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Закреплять умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
Упражнять в умении проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно – логическое мышление у детей.
Развивать самостоятельность, инициативу.
Развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Материал:
Письмо от королевы Знаний; лепестки ромашки с картинками, начинающимися на гласный, твёрдый и мягкий согласные звуки; предметные картинки; цифры 1, 2, 3 на каждого; фишки для звукового анализа слов; волшебный большой карандаш, волшебная музыка.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Воспитатель:
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их.
(Доброе утро)
Воспитатель:
Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое)
Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Воспитатель:
(Воспитатель подходит к окну и говорит)
Вдруг сегодня на рассвете
Распахнул окошко ветер.
Кто - то бросил мне в окно
Вот такое письмецо.
Всё по правилам: наш адрес
Номер садика стоит.
Интересно, от кого же
В нём письмо для нас лежит?
Давайте, ребята, вскроем конверт, и узнаем от кого пришло письмо.
Воспитатель:
(Воспитатель читает письмо)
Сообщение темы занятия.
«Мои дорогие юные друзья! Скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие - то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час!
Королева Знаний.
Воспитатель:
Вот так сюрприз, Королева Знаний прислала нам свои задания. Ну что, ребята постараемся выполнить эти задания?
Дети:
Да.
Воспитатель:
А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились.
Воспитатель:
Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Тогда в путь.
Воспитатель:
У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки.
Раз – два - три в Страну Знаний нас веди!
(Звучит волшебная музыка.)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Воспитатель:
Вот мы и в Стране Знаний. И первым заданием, которое приготовила для вас Королева Знаний.
Задание № 1 Игра «Ромашка».
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы с вами разделимся на три команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, ромашку. Только одно условие: первая команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук). Ну, а третья команда собирает ромашку с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук).
Воспитатель:
Ну, что ребята справились с заданием? Давайте проверим.
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
Воспитатель:
Проходите, ребята за столы (даём установку на посадку, ровные ноги).
Задание № 2 «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель:
Ребята, у вас на столах лежат таблички с цифрами 1, 2, 3. Сейчас я будут показывать вам картинки, называть слова. Ваша задача определить, сколько слогов в данном слове. При помощи чего мы можем узнать, сколько слогов в слове?
Дети:
При помощи хлопков.
Воспитатель:
Правильно. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Начали.
Воспитатель:
Сколько слогов в слове «Кукла»? (2). А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков).
Задание № 3 «Отгадай загадку».
Воспитатель:
Ребята, Королева Знаний нам подготовила ещё и загадку, давайте с вами отгадаем её.
Воспитатель:
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. (Книга)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Это книга!
Задание № 4 «Звуковой анализ слова».
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы проведем звуковой анализ слова «Книга».
Воспитатель:
Давайте вспомним, какие бывают звуки?
1-й ребё нок:
Гласные и согласные.
Воспитатель:
Какие бывают согласные звуки?
2-й ребё нок:
Мягкие и твёрдые.
Воспитатель:
Каким цветом обозначают гласные звуки?
3-й ребё нок:
Гласные звуки обозначают красным цветом.
Воспитатель:
Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?
4-й ребё нок:
Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом.
Воспитатель:
Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?
5-й ребё нок:
Твёрдые согласные звуки обозначают, синим цветом.
Воспитатель:
Правильно, ребята. Ваша задача самостоятельно сделать звуковой анализ слова КНИГА. Приступаем к выполнению задания. А Даша у нас выйдет к доске и выполнит задание у доски.
Даша:
(последовательно интонационно выделяет звуки слова, характеризует их)
В слове «книга» первый звук [к] — твёрдый согласный звук, поэтому обозначаем его синей фишкой.
Второй звук [н] — мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зелёной фишкой.
Третий звук [и] — гласный, обозначаем его красный фишкой.
Четвертый звук [г] — твёрдый согласный, обозначаем его синей фишкой.
Пятый звук [а] — гласный, обозначаем его красной фишкой.
Произносит слово с ударением и обозначает ударный гласный звук.
Воспитатель:
Ну, что ребята справились с заданием? Давайте проверим.
Сколько звуков в слове?
Дети:
Пять звуков.
Воспитатель:
Сколько в этом слове гласных звуков?
Дети:
В этом слове 2 гласный звука.
Воспитатель:
Назовите гласные звуки.
Дети:
[и], [а].
Воспитатель:
Какой ударный гласный звук?
Дети:
[и].
Воспитатель:
Переставьте ударение на звук [а], как теперь будет звучать слово?
Дети:
Книга.
Воспитатель:
Снова поставьте ударение верно.
Дети:
Книга.
Воспитатель:
Какие твердые согласные звуки в слове?
Дети:
[к][г]
Воспитатель:
Какой мягкий согласный?
Дети:
[нь]
Воспитатель:
(Вызвать ребенка и под диктовку убрать звуки, убираем ударный гласный [и], безударный гласный [а], убираем 2-й твердый согласный, первый твердый согласный, мягкий согласный.)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Раз, два – все вставайте
(дети выходят из – за, стола и встают за стульчики)
Три, четыре – приседайте,
(дети приседают, выбрасывая руки вперед)
Пять, шесть – повернись
(руки на поясе)
Семь, восемь – улыбнись и в коленочках согнись
(улыбаются друг другу и выполняют пружинку)
Девять, десять – не зевайте,
Свое место занимайте
(садятся на свои места).
Воспитатель:
Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.
Задание № 5 игра «Подбери слова к схеме».
Воспитатель:
Ребята на доски для вас подготовлены схемы, и так же подобраны картинки, ваша задача, подобрать картинку к схеме. Будьте внимательны, не торопитесь.
Дети:
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
Задание № 6 игра «Придумай слова на заданный звук».
Воспитатель:
Ребята, я буду называть звук, а вы должны, будете придумать слова на заданный звук. Будьте внимательны, подумайте не торопитесь.
Дети:
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
(после того как задание будет выполнено, воспитатель хвалит детей, от слов, Королева Знаний)
Воспитатель:
«Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это вас Королева Знаний награждает медальками. (Раздаёт медальки каждому ребёнку). Королева Знаний будет рада видеть вас вновь в Стране Знаний!»
Воспитатель:
Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! Я взмахну волшебным карандашом, произнесу слова.
Раз, два, три в группу нашу нас веди!
(Звучит волшебная музыка.)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Вот, мы и вернулись в группу, ребята вам понравилось наше путешествие, а что именно вам понравилось?
Дети:
Ответы детей.
Воспитатель:
И мне, очень понравилось, как вы сегодня работали, отвечали на вопросы. Большое, вам спасибо!