Елена Петровна Бойко
Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Звуки [й]-[л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
1) научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;
2) Закрепить представления о мягкости согласных;
3) Упражняться в различении существительных мужского, женского и среднего рода, научиться соотносить притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ с существительными;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте на тему „Звуки [й]-[л’]“» размещена в разделах
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
4) Упражняться в спряжении глаголов в настоящем времени (без 2 лица единственного числа);
5) Тренироваться в умении составлять предложения по сюжетным картинкам с использованием приставочных глаголов;
6) Тренироваться в образовании относительных прилагательных от названий деревьев ЛИПА, КЛЕН, ТОПОЛЬ, КАЛИНА и др
ОБОРУДОВАНИЕ:
• Предметные картинки – лимон, лев, лента, олень, тюльпаны, липа, хлеб, клюв, ель, альбом, малина, клетка, линейка, лифт, улитка, поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, калитка, маяк, белье, копейка, юбка, майка, яхта, кофейник, ягоды, мойка, двойка, айва, попугай, баян;
• Сюжетные картинки на приставочные глаголы от глагола ЛИТЬ (ПОЛИВАТЬ, НАЛИВАТЬ, ВЫЛИВАТЬ);
• Сюжетная картинка «Дети помогают маме» (при наличии);
1. Организационный момент.
Отгадывание загадок:
Ты рукой его не тронь!
Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки
И на лапах коготки. - ЛЕВ
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. - ЛИМОН
Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? - ЕЛЬ
Какой первый звук в словах ЛЕВ? ЛИМОН? - ЛЬ.
Какой последний звук в слове ЕЛЬ? - Ль
Логопед: Дети, сегодня на занятии мы будем повторять звук Ль и учиться его отличать от других звуков.
2. Произнесение и характеристика звука Ль – согласный, мягкий, звонкий.
Произнесение хором, индивидуально, по цепочке. Наблюдение за артикуляцией.
3. Дифференциация звука Ль и Й на слух :
Игра «Поймай звук» - хлопни в ладоши, если услышишь слог или слово со звуком Ль!
А) в слогах и звуках : ЛЯ, Я, ЛИ, АЛЬ, АЙ, Й, ЛЮ, ЮЛЬ, Ю, ЛЕ, ЕЛЬ, Е …
Б) в словах: елка, яблоко, лед, еж, юг, люди, люк, Юля, Люба, Лена, ела, ель, полено…
4. Игра «Подари картинку кукле Любе».
Из предложенных на панно картинок, выбрать только картинки со звуком Ль и подарить кукле Любе (смотри оборудование, проговаривая по образцу, используя притяжательные местоимения:
Это мой лимон. Я подарю ЛЮБЕ свой лимон.
Это моя липа. Я подарю ЛЮБЕ свою липу.
Это мое пальто. Я подарю ЛЮБЕ свое пальто.
5. Звуковой анализ и синтез обратных слогов.
АЛЬ, ОЛЬ, УЛЬ, ИЛЬ.
Какой первый звук в этом слоге? - А
Какой последний звук в этом слоге? Ль
Сколько всего звуков в этом слоге? 2
Выложите фишками слог АЛЬ?
Сколько фишек нужно положить? 2
Какая первая фишка? Вторая? Красная, зеленая.
Почему вторая фишка зеленого цвета? – Потому что звук Ль – согласный, мягкий
6. Игра «Попугай».
Логопед: давайте поиграем в игру
«ПОПУГАЙ» - вам надо будет повторить за мной,как попугайчикам, слоговые дорожки.
АЛЬ-ОЛЬ-УЛЬ-ИЛЬ
ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ
ОЛЬ-ИЛЬ-УЛЬ-АЛЬ
ЛИ-ЛЯ-ЛЮ-ЛЁ
7. Упражнение в употреблении приставочных глаголов от глагола ЛИТЬ:
А) составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов:
Лена поливает тюльпаны.
Коля поливает тюльпаны.
Оля наливает воду в лейку.
Толя наливает воду в лейку.
Люда выливает воду из лейки.
Лёня выливает воду из лейки.
Б) преобразование глаголов единственного числа настоящего времени во множественное:
Лена и Коля поливают тюльпаны.
Оля и Толя наливают воду в лейку.
Люда и Леня выливают воду из лейки.
В) преобразование глаголов множественного числа настоящего времени во множественное число прошедшего времени:
Лена и Коля поливали тюльпаны.
Оля и Толя наливали воду в лейку.
Люда и Леня выливали воду из лейки. /
8. Физкультминутка.
Со скороговоркой:
ЕХАЛИ МЫ, ЕХАЛИ, ДО КЛЕНА ДОЕХАЛИ.
КЛЕН МЫ ОБЪЕХАЛИ и ДОМОЙ ПОЕХАЛИ.
Такое же стихотворение с ЛИПОЙ, ЕЛЬЮ, ТОПОЛЕМ.
9. Игра «Скажи правильно» - спряжение глаголов настоящего времени по образцу (исключая 2 лицо единственного числа).
ПОЛИВАТЬ ЛИЛИИ.
Я… поливаю лилии.
Мы … поливаем лилии.
Вы … поливаете лилии.
Он … поливает лилии.
Она… поливает лилии.
Они … поливают лилии.
Тоже самое с глаголами:
ЛЕПИТЬ ОЛЕНЯ.
КЛЕВАТЬ КЛЮКВУ.
10. Составление рассказа по картинке «Дети помогают маме».
А) подбор имен: ТОЛЯ, ЛЕНА, ИЛЮША.
Б) преобразование имен в полные: АНАТОЛИЙ, ЕЛЕНА, ИЛЬЯ.
В) подбор названий деревьев и кустарников со звуком ЛЬ : тополь, липа, клен, калина, малина.
Г) беседа:
Что делает ЕЛЕНА?
Кому помогает ЕЛЕНА?
Что делают Илья и АНАТОЛИЙ?
Чего здесь будет много?
Д) объединение ответов в рассказ, заучивание рассказа:
Дети помогают маме. ЕЛЕНА помогает маме мыть окна. АНАТОЛИЙ и ИЛЬЯ копают ямы. Тут будет много кленов, лип, тополей, калины и малины.
11. Игра «Устроим аллеи в новом саду».
Образование относительных прилагательных от названий деревьев, кустарников:
Аллея из кленов - … кленовая аллея
Аллея из тополей - …
Алеея из лип - …
Аллея из калин - ….
9. Домашнее задание.
Нарисовать картинку выучить рассказ «Дети помогают маме», нарисовать картинку, как ты помогаешь своей маме.
10. Итог занятия.
Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности) Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.