Ольга Дементьева
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной компенсирующей группы на тему «Звуки [М], [ М’]. Буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной компенсирующей группы. Тема: «Звуки «М», «Мь». Буква М. («Уроки Миши для Маши.»).
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Познакомить с буквой М.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять навык:
- определять позицию звука в слове;
- анализа и синтеза слова ;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной компенсирующей группы на тему „Звуки [М], [ М’], Буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- находить заданный звук в словах,
- дифференцировать твердость и мягкость звука,
- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];
- согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
Коррекционно – развивающие:
Развивать:
- слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- речевое дыхание.
- определять по запаху растение.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать:
- умение работать в микрогруппах, группах;
- желание помогать друг другу;
- интерес к играм со звуками.
Словарная работа:
Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки
Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».
Оборудование:
- герои мультсериала Маша и Миша.
- 8 конвертов с разрезными картинками;
- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];
- «волшебные» бусины;
- кассы букв;
- пеналы;
- листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;
- корзинка для фишек;
- фишки для рефлексии;
Ход НОД
I.Орг. момент.
Логопед: Подойдите к своим столам и попробуйте собрать разрезную картинку.
Кто нарисован на ваших картинках?
Дети: Маша и Миша.
Логопед: Выделите первый звук голосом. Что это за звуки?
Дети: Маша-звук м, Миша-звук мь.
II. Сообщение темы НОД.
Логопед: Догадались, с какими звуками сегодня будем знакомиться?
Дети: Со звуками [М], [ М’].
Логопед: А у нас сегодня гости-Миша и Маша. Ребята, Маша пошла в школу и стала учить буквы. Сегодня Миша учил с ней новую букву, но Маша отвлекалась и плохо усвоила урок. Говорит скучно это учиться. Миша просит нас помочь ей узнать всё о букве м и о звуках м мь.
III. Основная часть.
1. Характеристика звуков.
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков» :
- Звук «М» - согласный или гласный? Почему?
- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?
- Звук «М» - твердый или мягкий?
- Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?
- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?
- Звук «Мь» - твердый или мягкий?
- Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?
А на письме эти звуки обозначают буквой м.
2. Упражнение в произношении звуков М_МЬ.
Игра «Скажи наоборот».
Логопед: Маша, а ребята знают как превратить твёрдый звук в мягкий, сейчас мы тебя научим. Я буду говорить слоги с твёрдый звук м, а вы попробуете превратить его в мягкий.
Мы---ми
Му---мю
Мо---мё
Ма---мя
Мэ---ме
3. Дифференциация звуков М_МЬ. Игра «Зажги фонарики».
Ребята, смотрите Маша взяла зеркало и хочет поиграть с вами в солнечных зайчиков. Маша мы с тобой поиграем, но своими фонариками они у нас зелёного и синего цвета. Когда ребята услышат мягкий звук МЬ они поднимут зелёный фонарик, а когда твёрдый звук М, то синий.
(Мел, мука, камень, комод, дым, семь, меч, Тома, и т. д.).
4. Ребята, смотрите Маша присела за парту. Миша ей приготовил задания в тетради. Давайте и мы присядем и поработаем вместе в тетради. Сначала вспомним, а заодно и научим Машу правилам посадки.
А) «Выделение звука в словах».
Б) «Звуко-слоговой анализ слов»
Пальчиковая гимнастика.
В) «Выделение буквы М в тексте».
Г) Чтение слогов и слов со звуком М-МЬ.
Д) Составление схем предложений.
5. Образование множественного числа существительных.
Маша хочет поиграть в мяч. И приглашает вас. Но играть мы будем не просто так, а снова Машу будем учить как из одного предмета сделать много. Я буду вам бросать мяч и называть предмет в единственном числе, а вы мне возвращаете мяч называя множественное число.
Магазин-магазины, пирамида., медведь-медведи, магнит., молоток-,трамвай-…., медуза-….,майка-…
6. «Согласование существительных с числительным».
Ребята, Миша хочет научить Машу считать. Поможем ему в этом. Он приготовил корзинки с предметами и хочет чтоб вы вместе всё сосчитали. (1дом, 2 дома…5 домов, итд).
Вот мы и научили Машу правильно считать.
IV. Итог занятия.
Логопед: Ребята, Миша очень вам благодарен за помощь. Вы сегодня помогли научить мне Машу многому.
Маша тоже говорит вам спасибо и как оказалось учится это очень интересно и совсем не скучно. Они покидают нашу группу и говоря,вам, что если им будет трудно в учении, то они снова прейдут к вам за помощью. Мы ведь с вами поможем им?
А мы давайте вспомним с какими звуками мы познакомили Машу?
Расскажите о звуках М_МЬ.
Какой буквой обозначаются эти звуки?
Давайте заселим эти звуки в домики.