Наталья Исаева
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква м и звук [м]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с согласным звуком (м, (мь) и буквой (м).
Задачи:
Образовательные:
- Дать понятие «звонкий звук»;
- Познакомить с буквой М.
-Учить различать твердые и мягкие, согласные звуки «м» и «мь» на слух,
-Упражнять в составлении звуковой схемы слова;
-Упражнять в умении делить слова на слоги, составлении схемы предложения;
Развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, артикуляционный аппарат, фонематический слух, внимание, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Буква м и звук [м]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, быть внимательным к ответам других детей.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: рюкзак, игрушки (мяч, мишка, матрешка, домик красный, синий и зеленый, предметные картинки (дом, мак, мишка,прямоугольники для составления схемы предложения.
Раздаточный материал: звуковые карточки, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный, схемы слов для составления предложения, счетные палочки.
Телевизор,презентация.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель привлекает внимание детей:
В: Девочки, следующей осенью вы пойдете в школу, а моя дочка Лера уже пошла в первый класс. И школьные принадлежности она носит в этом рюкзаке. Она захотела сделать вам сюрприз и передала свой рюкзак. Заглянем в него.
Игра «Угадай на ощупь»(Сидя в кругу)
нужно на ощупь, угадать, что находится внутри.
Дети по желанию определяют предметы – мяч, матрешка, мишка (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук м).
В: Что общего в названиях этих предметов?
Д: Они начинаются на звук М.
В: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой М.
В: Присаживайтесь на места.
(дети садятся за столы)
Произнесем «М…»
Игровое упражнение «Опиши звук М»
В: Какой это звук гласный или согласный?
Д: Согласный.
В: Почему согласный?
Д: Потому что, когда мы его произносим, воздух встречает преграду.
В: Молодцы! А еще согласные звуки еще могут быть звонкими или глухими. Мы можем определить какой звук «М», если положим руку на горло и произнесем этот звук, то почувствуем, как «дрожит» горло. А если ладонями закрыть уши, то можно услышать, что в звуке есть голос, значит он звонкий. Попробуйте произнести, закрыв ладонями уши. Услышали голос? Какой звук «М»?
Д: да! «М» - звонкий!
В: Согласные звуки могут быть и твердыми и мягкими.
В: Произнесем «М» - твердый согласный будет жить в синем домике, а звук «Мь» - мягкий согласный в зеленом.
Знакомство с буквой «М»
В: хотите познакомиться с буквой, которая обозначает звуки М и М’?
Стихотворение:
Маша буквы изучает,
Ма-ма по слогам читает,
буква М – так хороша,
В букве мамина душа!
на экране буква М. (повторяем, что буква- это фотография звука, звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и читаем)
Игра «Поймай звук»
В: Сейчас я буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот так (показываю-хлопаю)только те, в которых есть звук М. Слова: Мама, шар, машина, лес, мак, матрешка, ладошка,стакан,малина,мыло
Игровое упражнение «Определи место звука в слове»
В: Девочки, будьте очень внимательны! Вам нужно определить где находится звук «М» в начале, в середине или в конце слова и какой он мягкий или твердый? Слова: мак, дом, мишка,
Дети слушают слово, определяют место звука (в начале, середине или конце) и ставят квадрат нужного цвета (синий - зелёный). Один ребёнок работает у доски. Дети проверяют работу друг друга, оценивают работу у доски.
Физкультминутка.
А – закружилась голова
У – нежно ушки я потру
О – поднимаем мы плечо
Э – эскимо купили мне
Ы – задрожали все кусты
И – мы ребята силачи.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
Игровое упражнение «Деление на слоги»
Загадаю вам загадку
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Д: Медведь!
В: Посмотрите на экран, что мы видим?показываю слайд с предметом (На экране - картинка «медведь»).
Д: Медведь!
В: Сколько слогов в слове медведь?
Д: два.
В: Давайте «прохлопаем» слово медведь. (Хлопают по количеству слогов).
Чем любит полакомиться медведь?
На след картинке мед и малина.
Дети определяют количество слогов во всех словах. Какое слово самое короткое?
Воспитатель предлагает посмотреть на экран ( слайд: медведь и мед).
В: Теперь по этой картинке составим предложение. Что делает медведь?
Д: Медведь ест мед.
В: Сколько слов в этом предложении? Посчитаем.
Дети с помощью загибания пальчиков считают количество слов в предложении.
В: Правильно, три. Выложите на столе схему предложения из трех слов.
А какой у медведя мед?
В: Давайте добавим это слово в предложение.
В: Сколько слов в предложении?
Д: Предложение состоит из 4 слов.
В: Молодцы!
Гимнастика для глаз
В: Давайте нарисуем букву М в воздухе (дети прорисовывают букву пальчиком в воздухе).
А теперь выложите букву М из счетных палочек.
Дети выполняют задание.
Итог:
В: расскажите с каким новым звуком мы сегодня познакомились? Молодцы!
Лера говорила, что сюрприз вам приготовила…а где же он …и вручаю всем смайлики.